Новейшее искусство охватывает конец XIX века до середины XX века, с постепенным переходом к современному искусству. Приблизительные временные рамки: 1860–1960 годы.
Новейшее искусство охватывает конец XIX века до середины XX века, с постепенным переходом к современному искусству. Приблизительные временные рамки: 1860–1960 годы.
...Читать далее
Период
Новейшее искусство охватывает конец XIX века до середины XX века, с постепенным переходом к современному искусству. Приблизительные временные рамки: 1860–1960 годы.
Характер и особенности
- Отказ от академических канонов.
Художники стремятся выразить личное восприятие мира, эмоции, субъективность. - Акцент на форму, цвет, структуру.
Происходит отход от линейной перспективы и реалистичного изображения. - Идеологический и социальный вызов.
Многие направления носят анархический, революционный или философский подтекст. - Эксперименты с техникой и материалами.
Используются нестандартные носители, формы, коллажи, фотомонтаж, промышленная краска и др.
Основные направления
Импрессионизм (1860–1890-е)
- Особенности: передача света и мгновенного впечатления, отказ от чётких контуров
- Художники: Клод Моне («Впечатление. Восход солнца»), Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар
Постимпрессионизм (1880–1910)
- Особенности: усиление эмоциональности, символики, композиционной выразительности
- Художники: Винсент ван Гог («Звёздная ночь»), Поль Сезанн, Поль Гоген
Символизм (1880–1910)
- Идеи: искусство как язык души и подсознания
- Художники: Густав Моро, Одилон Редон, Михаил Врубель
Ар Нуво / Модерн (1890–1914)
- Черты: изогнутые линии, орнаментальность, объединение искусств
- Художники и архитекторы: Альфонс Муха, Густав Климт («Поцелуй»), Антонио Гауди (Саграда Фамилия)
Экспрессионизм (1905–1920-е)
- Черты: искажённая форма, резкие цвета, внутренний крик
- Группы: «Мост», «Синий всадник»
- Художники: Эдвард Мунк («Крик»), Василий Кандинский
Фовизм (1905–1910)
- Черты: яркие, контрастные цвета, упрощённые формы
- Художники: Анри Матисс («Танец»), Андре Дерен
Кубизм (1907–1920)
- Черты: геометризация форм, многогранность ракурсов
- Основатели: Пабло Пикассо («Авиньонские девицы»), Жорж Брак
Футуризм (1909–1930)
- Идеи: движение, скорость, техника
- Художники: Джакомо Балла, Умберто Боччони («Скорость»)
Супрематизм (1915–1930)
- Черты: геометрическая абстракция, духовная чистота
- Основатель: Казимир Малевич («Чёрный квадрат»)
Конструктивизм (1919–1932)
- Цель: искусство на службе производства и общества
- Авторы: Владимир Татлин, Александр Родченко («Башня Татлина»)
Дадаизм (1916–1924)
- Черты: анти-искусство, абсурд, коллаж
- Художники: Марсель Дюшан («Фонтан»), Ханс Арп
Сюрреализм (1920–1960)
- Черты: образы снов, подсознания
- Художники: Сальвадор Дали («Постоянство памяти»), Рене Магритт
Баухаус (1919–1933)
- Форма: объединение архитектуры, дизайна и ремесла
- Фигуры: Вальтер Гропиус, Пауль Клее
Соцреализм (1930–1980-е)
- Черты: идеализация труда, героизация человека
- Художники: Александр Дейнека, Исаак Бродский
Ключевые события
- 1863 — Салон отверженных в Париже: признание новых форм
- 1917 — выставка Дюшана с «Фонтаном» — символ поворота к концепту
- 1919 — основание Баухауса
- 1932 — расцвет соцреализма в СССР
- 1937 — «Герника» Пикассо как протест против войны