Найти в Дзене

Шепот скальпеля: что скрывает анатомический театр Петербурга?

Анатомические театры Средневековья — это специальные помещения для публичных вскрытий, сочетавшие науку и зрелищность. Первый стационарный театр открылся в Падуе в 1490 году. К середине 16 века мобильные конструкции, напоминавшие античные амфитеатры, распространились в Италии, Франции, Нидерландах и Германии, превращая медицинские демонстрации в масштабные образовательные спектакли. Устройство анатомического театра было весьма своеобразным. В центре круглой площадки находился главный элемент — стол для проведения вскрытий. По периметру располагались многоярусные трибуны для публики, причём рассадка строго соответствовала социальному статусу: почётные места в первых рядах отводились университетским профессорам, ректорам учебных заведений, городским чиновникам и важным гостям. Остальные ярусы занимали рядовые посетители. Представление нередко сопровождалось музыкой, а для комфорта зрителей в паузах между этапами процедуры подавали напитки и небольшие закуски. Сезонность работы театров бы

Анатомические театры Средневековья — это специальные помещения для публичных вскрытий, сочетавшие науку и зрелищность. Первый стационарный театр открылся в Падуе в 1490 году. К середине 16 века мобильные конструкции, напоминавшие античные амфитеатры, распространились в Италии, Франции, Нидерландах и Германии, превращая медицинские демонстрации в масштабные образовательные спектакли.

Анатомический театр в Лейденском университете в начале XVII в
Анатомический театр в Лейденском университете в начале XVII в

Устройство анатомического театра было весьма своеобразным. В центре круглой площадки находился главный элемент — стол для проведения вскрытий. По периметру располагались многоярусные трибуны для публики, причём рассадка строго соответствовала социальному статусу: почётные места в первых рядах отводились университетским профессорам, ректорам учебных заведений, городским чиновникам и важным гостям. Остальные ярусы занимали рядовые посетители.

Представление нередко сопровождалось музыкой, а для комфорта зрителей в паузах между этапами процедуры подавали напитки и небольшие закуски. Сезонность работы театров была обусловлена техническими ограничениями: их деятельность сосредотачивалась на зимний период, так как в тёплое время года не удавалось обеспечить надлежащие условия хранения анатомического материала.

Вскрытие тела растягивалось на несколько дней: в первый день показывали органы живота, во второй — грудной клетки, в третий препарировали череп, в четвёртый — кости. Билеты продавали на весь цикл процедур. Более высокую цену устанавливали за вскрытие женского тела, так как оно позволяло изучить тайны деторождения.

До 14 века католическая церковь запрещала вскрытие человеческих тел в Европе, но затем Ватикан разрешил публичные анатомические демонстрации для обучения медиков. Право на вскрытие распространялось только на тела казнённых мужчин-преступников, с которыми договаривались местные власти, из-за чего женское тело оставалось практически неизученным.

В Санкт-Петербурге в Военно-медицинском музее регулярно проводится уникальное представление под названием «Вечер Анатомического театра», которое представляет собой реконструкцию анатомических театров прошлых столетий. Зрители оказываются в атмосфере Средневековья, знакомясь с устройством человеческого тела и ключевыми историческими открытиями в области медицины.

Шоу имеет иммерсивный формат, позволяющий участникам примерить на себя роли жителей средневекового города. Каждый может стать аристократом, священником, профессором медицины, студентом, художником или простым горожанином.

В ходе представления используются экспонаты из коллекции музея, включая натуралистичную модель человеческого тела, созданную специально для фильма Алексея Балабанова «Морфий» (2008), который основан на цикле рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача».