Найти в Дзене
Телеканал 360

Тысячи иномарок пойдут в утиль: таксопарки готовятся к массовой распродаже из-за нового закона

Оглавление

С марта 2026 года российский рынок такси ожидает масштабная трансформация. Таксопаркам придется отказаться от подержанных иномарок, которые, между прочим, составляют до 80% их автопарков. Причина — новый закон о локализации транспорта, который с 1 марта 2026 года обяжет перевозчиков использовать исключительно автомобили отечественного производства или с высоким уровнем локализации.

Global Look Press
Global Look Press

С 1 марта 2026 года вступают в силу два ключевых закона, которые кардинально изменят бизнес-модель таксопарков

Первый — закон о локализации — запрещает использовать в такси автомобили, произведенные не в России или не соответствующие требованиям локализации (например, собранные по специальным инвестиционным контрактам). Второй — ФЗ-580 — усложняет сдачу автомобилей в аренду водителям со статусом индивидуальных предпринимателей (ИП) без переоформления разрешений. Это подрывает устоявшуюся практику, при которой машины в таксопарках регулярно перерегистрируются на новых водителей.

Эксперты отрасли отмечают, что законодатели, вероятно, недооценили специфику бизнеса.

«Когда готовились эти законы, не учитывались особенности ведения бизнеса легковых перевозок», — считает гендиректор такси «Главный путь» Аркадий Лодягин.

По его словам, невозможность перерегистрации иномарок фактически вынуждает таксопарки избавляться от них, даже если машины находятся в хорошем состоянии.

Market Power
Market Power

По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), из 791 тыс. автомобилей с разрешением на работу в такси в 2022–2024 годах только 336 тыс. получили новое разрешение. Из них лишь 15% — Lada и 2% — «Москвич». Остальные — иномарки, преимущественно KiaRio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Около 90% этих машин приобретены в лизинг, что создает дополнительные сложности, так как после окончания лизингового срока их переоформление в собственность не позволит использовать их в такси из-за несоответствия новым требованиям локализации.

Масштаб распродаж и угрозы для бизнеса

Таксопарки уже начали подготовку к переменам – продают неподходящие для работы иномарки. По данным аналитиков агрегатора Likvi, за последние три месяца количество объявлений о продаже бывших такси выросло на 157%. Основной объем составляют популярные модели эконом-класса: Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Skoda Rapid.

Например, с апреля по июль 2025 года число объявлений о продаже Kia Rioувеличилось с 13,9 тыс. до 36 тыс., Hyundai Solaris — с 12,8 тыс. до 33,6 тыс.

Причина спешки — желание таксопарков минимизировать потери. К слову, машины, использовавшиеся в такси, теряют более половины своей стоимости на вторичном рынке. Так, кроссовер Haval Jolion, купленный в 2022 году за 2,22 млн рублей, в2025 году продается за 980 тыс. рублей, что составляет лишь 46% от первоначальной цены. Для сравнения, аналогичный автомобиль от частного владельца оценивается в 1,68 млн рублей.

BreizhAtao/Shutterstock/FOTODOM
BreizhAtao/Shutterstock/FOTODOM

Лизинговые компании подтверждают: около 20–25 тыс. трехлетних иномарок, находящихся в лизинге, могут быть выведены из такси в 2026–2027 годах. «Если закон останется в текущем виде, эти машины не смогут работать в такси после смены собственника», — поясняет региональный директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинг» Дмитрий Виссарионов. Для таксопарков это означает не только финансовые потери, но и необходимость значительных инвестиций в обновление автопарков.

По словам экспертов, закупка новых автомобилей, соответствующих требованиям локализации, таких как Lada или «Москвич», станет дополнительной нагрузкой. Средневзвешенная цена новой иномарки, подходящей для такси, достигла 3,17 млн рублей, тогда как длиннобазная Lada Aura, представленная АвтоВАЗом на МЕФТ, стоит около 2,7 млн рублей.

Последствия для вторичного рынка и потребителей

Массовая распродажа иномарок из таксопарков может существенно повлиять на вторичный рынок. С одной стороны, покупатели получат доступ к автомобилям по ценам, вдвое ниже среднерыночных. С другой — такие машины имеют значительный пробег (до 100 тыс. км в год) и зачастую сомнительное техническое состояние из-за интенсивной эксплуатации и не всегда качественного обслуживания.

«На них ездили несколько водителей, и не до конца понятно, насколько добросовестно проводилось техобслуживание», — отмечает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Надежность автомобилей также вызывает вопросы. По словам координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, китайские автомобили, такие как Haval, Geely или Belgee, уступают по долговечности корейским аналогам. Если машины, вроде Hyundai Solaris, могут проехать до 500 тыс. км без капитального ремонта, то у китайских моделей серьезные проблемы начинаются уже после 150 тыс. км.

Реакция рынка и альтернативы

Некоторые таксопарки пытаются обойти ограничения, активно закупая иномарки до вступления закона в силу. Поданным ГК «Альфа-Лизинг», за весну 2025 года сделки с таксопарками по новым авто выросли на 74%, а по подержанным — в 4,5 раза. Это попытка успеть зарегистрировать машины в реестрах до 1 марта 2026 года. Однако не все компании могут позволить себе массовое обновление автопарков из-за высоких ставок по кредитам и лизингу.

 Global Look Press
Global Look Press

В регионах, где водители чаще используют личные автомобили, переход на отечественные машины может быть менее болезненным. «В регионах водители уже ездят на собственных машинах, часто это Lada Granta — самый доступный вариант», — поясняет руководитель службы «Максим» Максим Шушарин. Однако в сегменте премиум-такси проблема остается нерешенной: в России пока нет высоколокализованных автомобилей, подходящих для этого класса.

Взгляд в будущее

Новый закон о локализации ставит таксопарки перед сложным выбором: продавать иномарки с убытком или закрывать бизнес. Это может привести к росту тарифов на такси, сокращению числа перевозчиков и устареванию автопарков, особенно в премиум-сегменте. С другой стороны, закон поддерживает отечественный автопром, стимулируя спрос на Lada,«Москвич» и другие локализованные бренды, такие как Haval и Geely, собираемые в России.

Однако эксперты сомневаются, что российские производители смогут оперативно закрыть потребности рынка. АвтоВАЗ, несмотря на выпуск Lada Aura, не способен в короткие сроки обеспечить таксопарки достаточным количеством автомобилей, а китайские бренды пока не предлагают модели дешевле 1 млн рублей, которые могли бы конкурировать с бюджетной Lada Granta.