Найти в Дзене

Эрмитаж. Выставка фарфора к 80-летию Победы в Великой Отечественной Войне

7 мая 2025 года в Арапском зале Зимнего дворца, месте, пропитанном историей и великолепием императорской России, распахнула свои двери выставка "Слава победителям!". Эта выставка, приуроченная к знаменательной 80-й годовщине Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией, представляет собой поистине уникальное событие, позволяющее взглянуть на героическую эпоху сквозь призму изящного искусства фарфора. Экспозиция, собравшая под своей крышей несколько десятков экспонатов, является плодом многолетнего труда нескольких поколений талантливых мастеров – сотрудников легендарного Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова. Эти уникальные предметы, созданные как в годы страшной войны, так и в последующее послевоенное время, являются не просто произведениями искусства, а бесценными свидетелями тяжелейших испытаний, выпавших на долю нашей страны. Даже в те трагические дни блокады, когда город Ленинград боролся за выживание, Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоно

7 мая 2025 года в Арапском зале Зимнего дворца, месте, пропитанном историей и великолепием императорской России, распахнула свои двери выставка "Слава победителям!". Эта выставка, приуроченная к знаменательной 80-й годовщине Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией, представляет собой поистине уникальное событие, позволяющее взглянуть на героическую эпоху сквозь призму изящного искусства фарфора. Экспозиция, собравшая под своей крышей несколько десятков экспонатов, является плодом многолетнего труда нескольких поколений талантливых мастеров – сотрудников легендарного Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова.

Арапский зал Государственного Эрмитажа. Выставка "Слава победителям!". Фото автора.
Арапский зал Государственного Эрмитажа. Выставка "Слава победителям!". Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Эти уникальные предметы, созданные как в годы страшной войны, так и в последующее послевоенное время, являются не просто произведениями искусства, а бесценными свидетелями тяжелейших испытаний, выпавших на долю нашей страны. Даже в те трагические дни блокады, когда город Ленинград боролся за выживание, Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова не прекращал своей работы ни на минуту, словно символ непреклонного духа и стойкости народа. Экспонаты на выставке предоставлены двумя уважаемыми организациями: фондом музея и АО "Императорский фарфоровый завод".

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Среди них – изысканные сервизы, элегантные вазы и завораживающие скульптурные композиции, украшенные росписью, посвященной как жестоким реалиям блокадного Ленинграда, так и героическим образам советской истории. Период создания экспонатов охватывает сложные годы 1943–1945 и послевоенное время, отражая весь спектр эмоций и событий этого периода. Помимо изделий из фарфора, на выставке экспонируются редкие документальные фотографии известного советского фотографа, военного фотокорреспондента времен Отечественной войны Евгения Ананьевича Халдея, которые добавляют выставке ещё больший эмоциональный вес и историческую достоверность. Фотографии, с их неповторимым стилем и эмоциональной силой, являются неотъемлемой частью повествования о Великой Отечественной войне и помогают посетителям окунуться в атмосферу того времени.

Фото автора.
Фото автора.
Скульптурная группа "У родного дуба" ЛФЗ им. М.В. Ломоносова, 1949г. Фото автора.
Скульптурная группа "У родного дуба" ЛФЗ им. М.В. Ломоносова, 1949г. Фото автора.

Однако, выставка не ограничивается только экспонатами военных и послевоенных лет. Особое место в экспозиции занимают работы современных мастеров завода, талантливых продолжателей славных традиций ЛФЗ. Среди них – завораживающие скульптуры из серии "Маршалы Победы", воплощающие в бисквите образы великих полководцев Советского Союза в день исторического Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. На выставке представлены скульптурные портреты И.В. Сталина, выдающихся советских полководцев Г.К. Жукова, И.С. Конева, К.К. Рокоссовского, и Л.А. Говорова, застывших в момент торжества и триумфа. Автор работы Алексей Ничепорчук.

Скульптурная группа "У родного дуба" ЛФЗ им. М.В. Ломоносова, 1949г. Фото автора.
Скульптурная группа "У родного дуба" ЛФЗ им. М.В. Ломоносова, 1949г. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Скульптурные изображения полководцев выполнены в парадной форме маршалов Советского Союза с поразительной точностью и вниманием к деталям. Мастерство скульптора проявляется в максимальной достоверности: он тщательно проработал каждую деталь униформы, отчётливо передав рельеф орденов и медалей, чёткость линий пояса и даже мельчайшие элементы, такие как шпоры на сапогах. Благодаря этому, фигуры полководцев получились глубоко реалистичными, с передачей индивидуальных особенностей осанки и черт лица каждого из них. Работа выполнена на высочайшем уровне детализации, позволив создать живые и убедительные образы. В процессе изготовления произведения художник черпал вдохновение и создавал образы советских военноначальников обращаясь к архивным материалам, запечатлевших торжество Парада Победы 1945 года.

Серия скульптур "Маршалы Победы", автор Алексей Ничепорчук. Фото автора.
Серия скульптур "Маршалы Победы", автор Алексей Ничепорчук. Фото автора.
Орден "Победа" - высший военный орден СССР. Фото автора.
Орден "Победа" - высший военный орден СССР. Фото автора.

Заслуживающим внимания экспонатом выставки является авторская скульптура российского и советского графика и живописца Анатолия Давыдова - копия ордена "Победа". Еще один момент, придающий особую уникальность и значимость выставке - посетители могут увидеть не только фарфоровую копию ордена, но и оригинальный орден из коллекции Государственного Эрмитажа. Этот высший военный орден СССР, учрежденный указом Президиума Верховного Совета СССР в 1943 году, входит в категорию самых редких наград в мире, и лишь 17 человек удостоены этой высокой чести, причем трое - дважды. Всего было изготовлено 22 экземпляра ордена, из которых два так и не обрели своих хозяев и не были вручены.

Серия скульптур "Маршалы Победы", автор Алексей Ничепорчук. Фото автора.
Серия скульптур "Маршалы Победы", автор Алексей Ничепорчук. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Сентябрь 1943 года ознаменовался возобновлением работы художественной лаборатории Ленинградского фарфорового завода под чутким руководством Николая Суетина. Это событие стало символом надежды и возрождения в осажденном, измученном блокадой городе. Группа талантливых художников, чьи кисти, казалось, продолжали дрожать от пережитого ужаса, приступила к созданию уникальных фарфоровых изделий, которые впоследствии стали бесценной летописью выживания и мужества ленинградцев. Каждая чашка, каждое блюдо, каждая ваза – это не просто предмет быта, а фрагмент истории, запечатлевший неимоверную стойкость духа жителей города на Неве.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Удивительно, но среди художников, воссоздававших на фарфоре летопись войны, были и те, кто лично участвовал в боевых действиях. Иван Ризнич, например, служил радистом на тральщике "Шуя" в Балтийском флоте. Вернувшись с войны в 1945 году, он передал на фарфоре свои военные впечатления, создав сервиз "Краснознамённый Балтийский флот в Отечественной войне". Его работы передают драматизм морских сражений, напряжение боевых действий и героизм моряков, защищавших страну от врага. Каждая деталь – от волн, прорезаемых кораблями, до взрывов, застывших в небе, – пропитана подлинным опытом и глубоким чувством к своему делу.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Одним из самых значимых произведений того периода стал сервиз "Ленинград в блокаде". Художница Лидия Лебединская, с невероятным мастерством передавшая на фарфоре безысходность и трагизм блокадной зимы, создала серию живописных медальонов, каждый из которых – эмоциональный рассказ о нечеловеческих страданиях и героизме ленинградцев. Её картины – это не просто изображения замерзающих людей, это воплощение неугасимого духа народа, способного выстоять перед лицом смерти. Мы видим в этих медальонах истощенные лица, застывшие в ожидании чуда, и в то же время – упорство, надежду и непоколебимую веру в победу.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Праздничный салют, возвещавший о Великой Победе, также нашел свое отражение в фарфоровых произведениях. Создавались как небольшие сувениры – медальоны, чашки с блюдцами, декоративные блюда, так и настоящие шедевры монументального искусства, такие как ваза "Победа", преподнесенная в дар Иосифу Сталину. К сожалению, на выставке она присутствует лишь в виде фотокопии, тем не менее, и снимок подчеркивает его историческую ценность и значимость.

Фото автора.
Фото автора.

В 1947 году Лидия Лебединская создала грандиозную юбилейную вазу "Великая Советская держава", в которой отразилась новая жизнь страны, восставшей из пепла войны. Эта ваза – это символ мира, возрождения и надежды на светлое будущее. Она демонстрирует не только мастерство художницы, но и глубокое понимание значения Победы для всего советского народа. Детали росписи продуманы до мельчайших нюансов, каждая линия несет в себе определённый смысл, а в целом композиция представляет собой триумф духа и воли к жизни. И всё это – на фарфоре, материале, который стал не только способом запечатлеть историю, но и символом её хрупкости и ценности.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Послевоенная эпоха оставила заметный след в истории советской фарфоровой пластики. Помимо торжественных, парадных портретов генералиссимуса Сталина и прославленных военачальников, художники стремились увековечить образы рядовых солдат, тех, кто ковал победу на фронтах Великой Отечественной войны. В этот период появились такие знаковые произведения, как скульптура "Партизан", динамичная и выразительная, передающая всю напряженность и героизм партизанского движения. Автор работы советский скульптор, сын военного, офицер последнего выпуска императорского Морского кадетского корпуса Вениамин Яковлевич Боголюбов. Скульптор Анатолий Николаевич Колодин в своей работе "Воин-освободитель" создал образ солдата, олицетворяющего мужество и триумф над врагом, образ, глубоко проникнутый чувством освобождения и надежды на мирное будущее.

Фото автора.
Фото автора.

Но не только отдельные фигуры солдат нашли отражение в фарфоре. В работах, таких как групповая композиция "Строители коммунизма" Любови Холиной и Михаила Аникушина, мы видим солдат-победителей, вернувшихся с полей сражений и вновь принимающих участие в мирном строительстве новой жизни. Чувствительная и трогательная скульптура Василия Стамова "У родного дуба" подчеркивает возвращение домой, долгожданную встречу с родной землей, символизируя восстановление и мир. Произведения, посвященные Великой Отечественной войне и исторической Победе, часто создавались к юбилейным датам 9 мая. Так, например, в 1975 году, к 30-летию Победы, мастера фарфорового завода изготовили целые сервизы, нарядные вазы и изящные блюда, украшенные символическими изображениями, отражающими воинскую доблесть и гордость за достигнутую Победу.

Фото автора.
Фото автора.

Кроме масштабных работ, выпускались и более компактные формы: рельефные медальоны, пласты и плакетки – миниатюрные произведения искусства, несущие в себе глубокий смысл. На специальных выставках можно было увидеть уникальные бисквитные медальоны из композиции «Непобедимые» художника-скульптора Бронислава Дмитриевича Быструшкина, где художник с особой силой передает несокрушимость духа советского солдата. Рельефный пласт скульптора, художника по росписи фарфора Татьяны Сергеевны Линчевской, посвященный 40-летию Победы, также представляет собой яркий пример художественного осмысления этой знаменательной даты.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Однако фарфоровый завод не ограничивался только созданием уникальных выставочных экземпляров. Художники разрабатывали также продукцию для массового производства, выпуская памятные изделия к каждому значимому событию в стране. День Победы, безусловно, не стал исключением. На выставках можно встретить множество таких изделий, включая изящные подарочные чашки с патриотической символикой, простые, но искренние и душевные сувениры, хранящие память о великом подвиге советского народа. Эти работы свидетельствуют о том, как тема Великой Отечественной войны прочно вошла в культуру и была воспринята художниками как важнейший источник вдохновения, история, которая должна быть увековечена в памяти народа во всем ее многообразии – от торжественного пафоса портретов военачальников до интимно-лирических сюжетов, отражающих личные истории рядовых солдат.

Фото автора.
Фото автора.

В целом, выставка «Слава победителям!» представляет собой замечательную возможность познакомиться с историей Великой Отечественной войны посредством фарфорового искусства, почувствовать дух той эпохи и отдать дань памяти героям, победившим в страшной войне. Выставка не только демонстрирует мастерство фарфористов, но и глубоко эмоционально воздействует на посетителей, заставляя задуматься о ценности мира и важности памяти. Экспозиция будет работать до 28 сентября 2025 года.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.