Найти в Дзене

В каком случае уместно трогать культурные памятники?

Тема тактильного контакта с памятниками и произведениями искусства кажется на первый взгляд безобидной. Может показаться, что ничего страшного не произойдет, если человек дотронется до памятника, проведет рукой по камню или погладит бронзовую фигуру. В этом действительно есть своя романтика: прикоснуться к истории, почувствовать текстуру материала, ощутить, что был рядом с культурным наследием. Но у такого жеста есть обратная сторона, и она куда серьезнее, чем кажется. Любой музейный сотрудник или реставратор скажет: прикосновения — это один из главных врагов сохранности культурного наследия. Кожа выделяет жир, пот и кислоты, которые постепенно разрушают поверхность памятников. Металл окисляется и темнеет, камень стирается и трескается, а краска или позолота осыпается. Да, на фото это может казаться милым (нет), но для реставраторов это постоянные расходы на восстановление памятников Санкт-Петербурга и других городов. Сакральность и эффект благоговения У памятников и произведений иск

Тема тактильного контакта с памятниками и произведениями искусства кажется на первый взгляд безобидной.

Может показаться, что ничего страшного не произойдет, если человек дотронется до памятника, проведет рукой по камню или погладит бронзовую фигуру.

В этом действительно есть своя романтика: прикоснуться к истории, почувствовать текстуру материала, ощутить, что был рядом с культурным наследием.

Но у такого жеста есть обратная сторона, и она куда серьезнее, чем кажется.

Почему нельзя трогать памятники руками

Любой музейный сотрудник или реставратор скажет: прикосновения — это один из главных врагов сохранности культурного наследия.

Кожа выделяет жир, пот и кислоты, которые постепенно разрушают поверхность памятников.

Металл окисляется и темнеет, камень стирается и трескается, а краска или позолота осыпается.

Да, на фото это может казаться милым (нет), но для реставраторов это постоянные расходы на восстановление памятников Санкт-Петербурга и других городов.

-2

Сакральность и эффект благоговения

У памятников и произведений искусства есть не только материальная ценность, но и нематериальная — аура неприкосновенности. Это особое чувство, которое рождается у зрителя, когда он находится на почтительном расстоянии от памятника.

В этот момент человек ощущает себя частью истории, словно вступает с ней в тихий диалог. Возникает эффект благоговения — трепет, который делает встречу с культурным наследием особенной и запоминающейся

Статуя единства - одна из самых высоких
Статуя единства - одна из самых высоких

Но как только человек нарушает эту дистанцию и начинает трогать памятник, этот эффект исчезает.

Вместо того чтобы чувствовать себя свидетелем и хранителем истории, человек начинает ощущать себя её хозяином.

Это опасно не только для сохранности памятника, но и для восприятия мира самим человеком. Разрушается способность видеть ценность в сохранении прошлого, а уважение подменяется желанием обладать. Это негативно сказывается на культуре в целом и на нас как на обществе.

Нижний Новгород: правильный пример тактильного контакта

Недавно я побывала в Нижнем Новгороде и увидела пример того, как можно организовать тактильный контакт с памятниками с уважением и пользой.

Памятник Чкалову
Памятник Чкалову

Рядом с памятником Валерию Чкалову установлена миниатюрная копия. Она создана не ради туристического развлечения, а специально для слабовидящих и слепых людей.

Это не просто уменьшенная версия — рядом находится табличка с описанием и текстом на шрифте Брайля.

-5

Человек, который не может увидеть памятник глазами, может «увидеть» его руками: ощутить форму, пропорции, детали. Такие мини-копии памятников — это пример, как сделать культурное наследие доступным и при этом сохранить оригиналы.

Когда тактильный контакт с памятниками действительно нужен

На мой взгляд, трогать памятники уместно только в одном случае — если человек не может воспринять их визуально.

Это не модная интерактивность и не желание «просто потрогать».

Это способ сделать культуру доступной, без которого часть людей будет лишена возможности познакомиться с историей.

Все остальное — это развлечение, которое вредит памятникам и культурной среде.

В телеграме я делюсь историями и фотографиями, которые не попадают в статьи. Подписывайтесь, если интересно заглянуть за кулисы культурной среды - мой канал