– Когда я наблюдал за Натальей Петровной, у меня часто создавалось такое впечатление, что все ее разговоры о возрасте и болезнях – просто вежливый отказ от того, чего она не хотела делать. Но когда ей предстояло сделать что-то очень важное и нужное для науки, она могла так мобилизовать себя, что никто из окружающих не ощущал ни ее возраста, ни ее недугов, которые у нее были, – так о своей матери, Наталье Петровне Бехтеревой, вспоминает доктор биологических наук Святослав Медведев.
После смерти матери Святослав Медведев собрал воспоминания учеников Натальи Бехтеревой, которая известна своими фундаментальными исследованиями мозга и разработками методов его лечения. В своих воспоминаниях ее ученики часто говорят о том, что Наталья Петровна постоянно следила за тем, чтобы не впускать в свою жизнь признаки старости, которых она страшилась, как огня. Если изучить эти воспоминания и статьи самой Бехтеревой, то можно сказать, что Наталья Петровна уделяла внимание всего двум признакам старения, о которых пойдет речь ниже.
«Старость наступает не тогда, когда стареет тело»
О первом признаке старения Наталья Бехтерева говорила так: «Старость наступает не тогда, когда стареет тело, а тогда, когда душа становится безразличной ко всем и ко всему вокруг».
Если прочитать воспоминания учеников Натальи Петровны, то в них часто можно найти упоминания о том, что Бехтеревой были небезразличны не только их научные успехи, но и бытовые проблемы. Много об этом рассказывал генетик, профессор Виктор Вахарловский, который двадцать лет работал под руководством Натальи Петровны.
– Я вел больных со сложными наследственными патологиями. В начале семидесятых трем пациентам с болезнью Вильсона были сделаны стереотаксические операции. Я не отходил от этих больных на протяжении трех суток и докладывал об их состоянии руководству. Помню, как очередной телефонный звонок в отделении раздался в три часа ночи. Я поднимаю трубку и слышу: «Это Наталья Петровна». Я оцепенел, но потом быстро пришел в себя и сообщил, какой у больных пульс, а в ответ слышу: «Я знаю об этом. Меня интересует, ели вы хоть что-нибудь за эти дни?» – о таком случае вспоминал Виктор Вахарловский.
На тот момент Виктор Вахарловский проработал врачом всего лишь год. Он был поражен тем, что такая величина, как Наталья Бехтерева, лично позвонила ему, чтобы поинтересоваться его состоянием, а не состоянием больных. Всех остальных сотрудников института, в котором работал молодой врач, меньше всего интересовал этот вопрос.
Не прошло и полчаса после звонка Натальи Бехтеревой, как Виктору Вахарловскому принесли еду. Такая забота до глубины души растрогала молодого врача. Наталья Бехтерева помогала своему ученику и в других ситуациях.
Например, однажды сотрудница клиники, в которой работал Вахарловский, сообщила руководству, что одна из пациенток влюблена в него. Она также намекнула, что и второй стороне эта женщина небезразлична. В этой ситуации доброе имя врача могло быть запятнано, если бы в дело не вмешалась сама Наталья Петровна.
– Однажды в свой кабинет меня вызвала руководитель нашей клиники Антонина Бондарчук. В ее кабинете я увидел Наталью Петровну. Она подробно расспросила меня, как я лечу больную А., как отношусь к ней. И хоть некоторые вопросы мне показались странными, я ответил на них честно. Выслушав меня, Наталья Петровна заключила, что я делаю все для того, чтобы больная как можно скорее пошла на поправку. Выйдя из кабинета, я был совершенно растерян и не понимал причину этих странных вопрос. Лишь позже я узнал, что Наталья Петровна отвела от меня беду, – рассказывал Виктор Вахарловский.
Позже его снова пытались дискредитировать как врача. По этой причине Виктор Вахарловский даже решил уйти из института. Он пришел к Наталье Бехтеревой, чтобы сообщить о своем решении. Разумеется, она поинтересовалась причиной его ухода. А когда узнала о ней, с усмешкой произнесла:
– Ха, вы бы знали, сколько обо мне распускают слухов. Не обращайте внимания на всякую ерунду. А теперь идите и работайте. Все образуется.
Уверенный и спокойный тон Натальи Бехтеревой повлиял на решение Виктора Вахарловского, он остался работать в институте.
Кто живет дольше всех
Вторым признаком старости Наталья Бехтерева считала отсутствие интеллектуальной нагрузки для мозга. Эти слова Наталья Петровна подтверждала результатами исследования. В нем было прослежено состояние здоровья тысячи человек, занятых разными видами деятельности. Оказалось, что те участники исследования, которые на протяжении жизни много работали головой, жили дольше тех, чей мозг не напрягался. Наталья Бехтерева давала этому научное объяснение:
– Психофизиолог Евгений Соколов провел исследование работы мозга низших животных. Ученый доказал, что она запрограммирована. Другими слова, мозг у этих живых существ работает по «меченым линиям». И хотя наш мозг устроен намного сложнее, у него тоже есть свои «меченые линии».
Именно по этим линиям и проходят нервные импульсы, когда мы совершаем те действия, которые доведены у нас до автоматизма. Их мы совершаем, когда например, выключаем свет в комнате, застегиваем пуговицы на одежде, закрываем дверь на ключ, садимся за стол, идем на работу и т. д.
Когда человек выполняет только привычные действия, ставшие для него простыми, в рабочем состоянии остаются только те области мозга, которые необходимы для выполнения привычных действий.
– Но наш мозг живет полноценно только в том случае, если все его области работают в полную силу. Это помогает сохранить не только хорошую интеллектуальную форму до глубокой старости, но и положительно влияет на работу всех систем организма. Например, мозг, который работает в полную силу, лучше справляется с последствиями инсульта, – поясняла Наталья Бехтерева.
Наталья Петровна называла чтение самым простым способом, чтобы заставить мозг работать. Именно такой совет она давала пациентам, у которых были проблемы с памятью. Обычно, когда Наталья Бехтерева говорила об этом пациентам, они удивленно восклицали: «Мы и так много читаем!» Но когда их просили уточнить, что именно, то в ответ чаще всего звучало: «Мы читаем много газет». В таких случаях Наталья Петровна говорила: «Ваша старость будет незавидной».
Заставить работать мозг совсем несложно. Например, вспомнить несколько синонимов к слову «здравствуйте» и использовать их, когда вы приветствуете кого-то. Или сделать перестановку в доме. Это заставит вас не передвигаться по комнатам «на автомате».
Прекрасным способом, заставляющим мозг работать, Наталья Бехтерева считала также общение. Может быть, по этой причине Наталья Петровна старалась как можно больше находиться в обществе своих учеников и коллег.
– Каждый день у нее кто-то бывал в гостях, чаще всего ее аспирантки. Со своими гостями Наталья Петровна вела разговоры за чаем или за едой. А ведь для этого всякий раз стол нужно было накрывать и сервировать. Меня всегда удивляло, как она выдерживала такой ритм общения. В этих разговорах обсуждались не только рабочие вопросы, но и затрагивались психологические вопросы нашей жизни. Такие разговоры часто напоминали уроки по жизнестойкости и оптимизму, которых Наталье Петровне было не занимать, – говорит Святослав Медведев.