Франция для нас — не только Эйфелева башня и багеты, но и голоса, которые мы слушаем десятилетиями, чьи песни давно стали частью нашей культурной памяти: они звучали из радиоприёмников в кухнях и автомобилях, мелькали в клипах по телевизору, под них мы влюблялись и переживали расставания. Патетичная эстрада Мирей Матьё, утончённая лирика Патрисии Каас и дерзкий уличный шарм Zaz — три разные эпохи, три неповторимых интонации, но все они глубоко полюбились россиянам. Сегодня мы вспомним трёх женщин, чьи голоса соединяют Париж и Москву лучше всяких авиалиний.
Патрисия Каас
В её голосе есть лёгкая шероховатость, будто трещинка на бокале с красным вином. Патрисия Каас родилась в Лотарингии в 1966 году и с детства была зачарована музыкой — пела дома, в школе, на каждом празднике, словно пыталась заговорить мир своей песней. В 13 лет она уже покоряла немецкие клубы: каждую субботу маленькая француженка под псевдонимом «Pady Pax» исполняла шансон и поп-хиты на сцене, зарабатывая первые гроши и обретая тот неповторимый шарм, который позже станет её визитной карточкой.
Но дорога к настоящему успеху была усеяна препятствиями — с продюсерами не всегда складывалось, и первый сингл «Jalouse» в 1985 году почти остался незамеченным. Всё изменилось в конце 1980-х, когда мир услышал её альбом «Mademoiselle chante...».
Песня «Mademoiselle chante le blues», рождённая в коллаборации с поэтом Дидье Барбеливьеном, стала её первым настоящим хитом: лёгкий флирт с судьбой, сочетание меланхолии и задора, которое мгновенно завоевало сердца слушателей. Сингл вывел Патрисию на вершины французских чартов и подарил ей международную известность.
Вскоре в 1989-ом Каас впервые приехала в Россию, и это было началом долгой истории её тёплых взаимоотношений с нашей публикой.
«У меня с российской аудиторией была очень сильная любовная связь в течение 25 лет, — скажет она сама в 2013-ом. — Они дают мне столько любви, столько энергии, что я люблю выступать и приезжать сюда».
На концертах Патрисия Каас часто исполняла русские песни, например, «Мне нравится» Аллы Пугачёвой. А в 2008 году она даже записала песню «Не позвонишь» в дуэте с российской группой Uma2rman.
Мирей Матьё
Если Каас ассоциируется у нас с дымными кабаре девяностых, то Мирей Матьё — это аромат жасмина, пластинки на советских проигрывателях и вечная молодость шестидесятых. Родившись в Авиньоне в 1946 году старшей из четырнадцати детей в семье каменщика, она рано поняла: песня — единственный путь к свободе из детства, окутанного бедностью. Когда ей было четыре, она впервые выступила перед прихожанами на полуночной службе... и получила за это леденец!
А судьбоносным стало её выступление в 1965 году: юная Мирей выиграла местный музыкальный конкурс и сразу привлекла внимание менеджера Джонни Старка — человека, который сделал из неё «новую Эдит Пиаф». Уже через год её дебют в знаменитой парижской «Oлимпии» закрепил статус истинной звезды.
Один из её ранних хитов — «Ciao Bambino, Sorry» (1967). Несмотря на итало-английское название («Ciao Bambino» — итальянское «пока, малыш», «Sorry» — английское «прости»), текст песни полностью на французском. В ней иронично высмеивается ухажёр, который пытается выглядеть как герой кино — «как Панчо Вилья», «как Буффало Билл» и даже Супермен. Но лирическая героиня не играет в кино, и потому саркастично говорит ему: «Ciao Bambino, Sorry».
Во Франции песню встретили тепло, но по-настоящему культовой она стала в Советском Союзе: пластинки расходились миллионными тиражами, а сама Матьё превратилась в символ романтической эпохи конца 1960-х.
Певица всегда тепло отзывалась о своей аудитории в Союзе:
«Я очень люблю русский народ. У нас с ним большая история любви».
Она приезжала с гастролями и в 60-е на заре своей звёздной карьеры, и множество раз потом — в том числе после распада СССР. Она выступала не только в Москве, но и в Петербурге, Перми, Тюмени, Екатеринбурге, Самаре. Матьё — настоящий мост между поколениями: её голос доносит до нас дух Франции шестидесятых и хранит память о тех, кто впервые услышал его сквозь шум радио.
ZAZ
Третья наша героиня — голос XXI века. За псевдонимом ZAZ скрывается Изабель Жеффруа, родившаяся в 1980 году в Туре. Мир узнал её в 2010-м, когда в эфирах зазвучала дерзкая и одновременно светлая песня «Je veux» — гимн свободе от условностей и ненужной роскоши. Голос Zaz, чуть хрипловатый, будто с примесью уличной пыли и джазовых импровизаций, мгновенно покорил слушателей от Парижа до Владивостока.
После дерзкой исповеди «Je veux» ZAZ показала, что умеет не только хулиганить, но и бережно обращаться с традицией. В альбоме «Paris» (2014) особое место заняла её версия классики Коула Портера «I Love Paris». Эту песню написали ещё в 1953 году для бродвейского мюзикла «Can-Can», и с тех пор её пели десятки легенд — от Эллы Фицджеральд и Фрэнка Синатры до Ванессы Паради. Но у ZAZ получилось вдохнуть в старую мелодию дух уличного праздника: вместо кабаре середины XX века — ощущение уютного и ленивого вечера под открытым небом, когда над Монмартром загораются фонари.
Особый шарм этой версии даёт дуэт с канадкой Nikki Yanofsky — две певицы будто играют в джазовую перепалку, превращая песню в дружеский диалог о городе, который они одинаково любят. И именно в этом секрет успеха: Париж здесь не музейный экспонат, а живой, яркий, шумный, как и сама ZAZ.
Неудивительно, что в России эта песня тоже пришлась по душе — как и всё творчество ZAZ.
«На каждый концерт приходит всё больше людей, и они всегда счастливы, и я, конечно, чувствую любовь, которую они дарят. Очень много любви, и это очень трогательно», — признаётся певица.
Может быть, именно поэтому её голос так близок российскому слушателю: в нём есть то же простое счастье, которое мы ищем в музыке — ощущение, что праздник возможен прямо здесь и сейчас.
Пожалуй, главное, что объединяет Каас, Матьё и ZAZ, — это способность говорить на языке эмоций, который одинаково понятен и в Париже, и в Москве. Французский шансон и джаз перекочевали в наши дома не только благодаря мелодике, но и потому что в них сокрыто то же самое чувство любви, тоски, радости и надежды, что и в русских песнях.
Совсем скоро у москвичей будет возможность снова убедиться в этом: на крыше в сердце столицы, где закат окрашивает город в малиновые и золотые оттенки, прозвучат легендарные песни о любви — от «Ciao Bambino, Sorry» до «I Love Paris», от «Mademoiselle chante le blues» до «La vie en rose». На высоте птичьего полёта среди огней вечернего города с бокалом сладкого коктейля в руке французский джаз ощущается особенно ярко.
Приезжайте в самое сердце Москвы и поднимайтесь на открытую видовую крышу Новотеля, где пройдет концерт Roofevents. Здесь можно откинуться в кресле, прогуляться вдоль перил или станцевать под вечные хиты Эдит Пиаф или Шарля Азнавура. Вечер обещает быть лёгким, красивым и волшебным — как настоящая прогулка по Парижу. А исполнит вечные хиты на безупречном французском джазовая звезда Светлана Сорокина и ее бэнд. Подробности и билеты - ЗДЕСЬ.