Найти в Дзене
Auto People

«Спальный» дизель с четырьмя турбинами: кто на самом деле самый быстрый

Электромобили перехватывают заголовки, но еще до их расцвета был другой путь к дальнобойной эффективности – дизель. Он прошел длинную дистанцию: от грохочущих «тракторных» установок до интеллектуальных, многократно наддувных моторов с гигантским моментом и приличной динамикой. А вершина этой эволюции выглядит совсем не пафосно. Это «спальный» седан – внешне неброский автомобиль, который разгоняется так, что смутит владельца спорткара. Важно: «спальный» здесь – перевод английского sleeper car: машина без явных спортивных признаков, но с неожиданно высокой динамикой. И да, речь не о «четырехцилиндровом» седане, а о четырехтурбинном. Ключевая фигура нашего обзора – BMW M550d xDrive (G30/G31), один из быстрейших серийных дизелей в мире по разгону. А абсолютную «корону» по максимальной скорости удерживает Porsche Panamera 4S Diesel. Разберемся по порядку. Этот дуализм и объясняет «спор» про «самый быстрый дизель». Мы сфокусировали внимание на «спальном» характере и безумной тяге M550d, а по
Оглавление

Электромобили перехватывают заголовки, но еще до их расцвета был другой путь к дальнобойной эффективности – дизель. Он прошел длинную дистанцию: от грохочущих «тракторных» установок до интеллектуальных, многократно наддувных моторов с гигантским моментом и приличной динамикой. А вершина этой эволюции выглядит совсем не пафосно. Это «спальный» седан – внешне неброский автомобиль, который разгоняется так, что смутит владельца спорткара.

BMW M550d xDrive G30
BMW M550d xDrive G30
Важно: «спальный» здесь – перевод английского sleeper car: машина без явных спортивных признаков, но с неожиданно высокой динамикой. И да, речь не о «четырехцилиндровом» седане, а о четырехтурбинном. Ключевая фигура нашего обзора – BMW M550d xDrive (G30/G31), один из быстрейших серийных дизелей в мире по разгону. А абсолютную «корону» по максимальной скорости удерживает Porsche Panamera 4S Diesel. Разберемся по порядку.

Быстрейший – это про что: разгон или максималка?

  • По разгону 0–100 км/ч среди серийных дизелей баланс сил многие годы возглавлял BMW M550d xDrive G30: официальный паспорт – 4,4 с (седан), 4,6 с (Touring). В независимых тестах на сухом асфальте фиксировали 4,0–4,2 с.
  • По максимальной скорости рекордсменом серийных дизелей остается Porsche Panamera 4S Diesel: 285 км/ч без электронного ограничителя.

Этот дуализм и объясняет «спор» про «самый быстрый дизель». Мы сфокусировали внимание на «спальном» характере и безумной тяге M550d, а по абсолютной «максималке» бескомпромиссно лидирует Panamera Diesel.

Дизельный BMW M550d xDrive G30 разгоняется очень быстро
Дизельный BMW M550d xDrive G30 разгоняется очень быстро
Отметим, что некоторые фанаты BMW утверждают еще лучшие показатели разгона M550d xDrive G30 – до «сотни» всего за 3 секунды. Однако эти факты документально не подтверждены.

BMW M550d xDrive: четырехтурбинный дизель как он есть

Под капотом – трехлитровая рядная «шестерка» семейства B57 с каскадным наддувом и четырьмя турбокомпрессорами. Схема сложная, но логичная:

  • два турбокомпрессора низкого давления (малой инерции) подхватывают с самых низов;
  • два турбонагнетателя высокого давления с изменяемой геометрией «докручивают» соответствующую ступень на средних/высоких оборотах.
Дизельный ДВС для скоростного БМВ
Дизельный ДВС для скоростного БМВ

Что это дает на практике и оособенности конструкции:

  • мощность: 400 л.с. (около 294 кВт);
  • крутящий момент: 760 Н*м в диапазоне примерно 2000–3000 об/мин;
  • трансмиссия: 8‑ступенчатый «автомат» ZF 8HP;
  • привод: xDrive с задне‑ориентированным характером.
Интерьер
Интерьер

Салон – привычно «пятерочный» премиум, с фирменной подвеской M, интегральным активным рулевым управлением (подруливание задней осью), аэродинамическим пакетом M и выхлопом с «перформанс»‑акцентом – но без показного спорта снаружи.

Ключевые цифры

  • 0–100 км/ч: 4,4 с (седан) и 4,6 с (Touring); в реальных замерах – до 4,0–4,2 с.
  • Максимальная скорость: 250 км/ч (ограничитель). Снятие лимита – по отзывам владельцев и тюнеров – даёт 270+ км/ч.
  • Расход топлива (город/трасса/смешанный): 6,6/5,6/6,1 л на 100 км пробега.
  • Габариты (Длина х Ширина х Высота) – 4936 х 1868 х 1466 мм.
Оснащение места водителя
Оснащение места водителя
Именно сочетание 760 Н*м «с низов», цепкого полного привода и быстрой 8‑ступенчатой коробки позволяет M550d на светофоре смутить не только «заряженные» бензиновые седаны, но и весьма быстрые купе.

Сравнения, от которых бензинщикам неловко

E92 M3 (V8, 420 л.с., 0–100 км/ч около 4,6 с) – классика, но в реальной городской динамике M550d быстрее за счет тяги и полного привода.

Porsche 718 Cayman (2017, базовый 2.0 турбо) – 0–100 км/ч около 4,7–4,9 с с пакетом Sport Chrono. Дизельный «универсал-носорог» от BMW в прямой дуэли стартом легко удивляет.

Toyota GR Supra (A90, дореформенная 340 л.с.) – 0–100 км/ч заявлено 4,3–4,4 с; с места дизельный M550d нередко «садится на бампер» благодаря моменту и зацепу.

Porsche 718 Cayman (2017)
Porsche 718 Cayman (2017)
Ключ к этим «неожиданным» победам – не столько «лошади», сколько профиль тяги: пик момента у дизеля приходит раньше и держится шире.

А что по максималке? Тут царствует Panamera 4S Diesel

Если мериться «самостью» по верхней планке, у Porsche козыри весомее:

  • двигатель: 4,0‑литровый V8 дизель, битурбо;
  • мощность: 422 л.с.;
  • момент: 850 Н*м (627 фунт‑фут) уже с района 1000 об/мин;
  • трансмиссия: 8‑ступенчатый PDK;
  • привод: полный;
  • 0–100 км/ч: 4,3 с с пакетом Sport Chrono;
  • максимальная скорость: 285 км/ч (177 миль/ч).
Panamera 4S Diesel
Panamera 4S Diesel
Этот автомобиль стал быстрейшим по «максималке» серийным дизелем. Увы, эпоха длилась недолго: после ужесточения норм и «дизельгейта» в 2018‑м Porsche расстался с такими ДВС.

Младший «дизельный атлет»: BMW M340d xDrive

Когда нужен компромисс «каждый день + динамика», многие смотрят на M340d:

  • рядная «шестерка» 3,0 л с BMW TwinPower Turbo;
  • 340 л.с. и 700 Н*м;
  • 0–100 км/ч: около 4,6 с;
  • расход: ориентировочно 5,5–6,0 л/100 км в смешанном цикле при спокойной езде.
BMW M340d xDrive
BMW M340d xDrive
Это не рекордсмен, но показатель того, как далеко ушли современные дизели в реальной эффективности и эластичности.

Почему дизель стал «почти как бензин», а порой – быстрее?

  • Многоступенчатый наддув: каскад из малых и больших турбин сглаживает «турбояму» и держит давление на всем диапазоне оборотов.
  • Точная топливная аппаратура: многократные впрыски под огромным давлением улучшают смесеобразование и снижают шум.
  • Снижение вибронагруженности: балансировка рядной «шестерки» плюс активные опоры и шумка делают поведение почти «бензиновым».
  • Экология: SCR‑катализаторы с впрыском AdBlue, DPF-фильтры и сложная термоменеджмент‑логика держат NOx под контролем, сохраняя тягу.
Универсал BMW M550d xDrive
Универсал BMW M550d xDrive
Итог – дизель наконец научился быть одновременно быстрым, экономичным и тихим. Цена – сложность и дороговизна агрегатов, чувствительность к качеству топлива и обслуживанию.

Контекст рынка: короткий «золотой век» закончился, но наследие живет

  • BMW сняла с конвейера четырехтурбинный B57 в 2020‑м вместе с рестайлингом G30 – ужесточение норм и спроса сделало его редкой птицей.
  • Porsche с 2018‑го отказалась от дизеля в легковых моделях.
  • Тем не менее мощные дизели по‑прежнему живут в премиум‑сегменте (BMW 30d/40d, Mercedes OM656 400d), а на вторичном рынке M550d и Panamera 4S Diesel стали «коллекционными» рабочими лошадками – особенно в странах с автобанами.
Для тех, кто ежедневно наматывает большие пробеги, реальная экономия в 6–7 л/100 км на скорости 140–160 км/ч и эластичность «с нуля» остаются сильными аргументами.

Короткий «чит-лист» и цены для российских автолюбителей

  • BMW M550d xDrive (2017–2020):
  • 3,0 л R6, 4 турбокомпрессора
  • 400 л.с., 760 Н*м
  • 0–100 км/ч: 4,4 с (реально 4,0–4,2)
  • Макс. скорость: 250 км/ч (лимит), без лимита 270+ км/ч
  • Расход: ~6,1 л/100 км (смешанный)
  • Porsche Panamera 4S Diesel (2016–2018):
  • 4,0 л V8, битурбо
  • 422 л.с., 850 Н*м
  • 0–100 км/ч: 4,3 с (Sport Chrono)
  • Макс. скорость: 285 км/ч – рекорд для серийного дизеля
  • BMW M340d xDrive (актуальные годы выпуска):
  • 3,0 л R6, мягкий гибрид 48 В
  • 340 л.с., 700 Н*м
  • 0–100 км/ч: ~4,6 с
  • Расход: ~5,5–6,0 л/100 км
Рекордный по разгону дизельный BMW M550d xDrive можно купить на вторичном рынке. Цены по состоянию на дату подготовки обзора – в диапазоне от 2,9 до 7,5 млн рублей.

Итого

Если смотреть на «самый быстрый дизель» через призму повседневной динамики и разгона, корону удерживает «спальный» BMW M550d xDrive: четыре турбины, 760 Н*м и манеры «истинного» М‑производительного седана. Если же мерить «верхом», то безоговорочный чемпион – Porsche Panamera 4S Diesel со своими 285 км/ч.

Дизайн задней части скоростного дизельного седана
Дизайн задней части скоростного дизельного седана

Так или иначе, оба – памятники короткому, но яркому периоду, когда дизели догнали бензиновые спорткары по скорости, оставаясь при этом экономичными «дальнобойщиками». И для знатоков это – веский повод ценить их сегодня, когда таких проектов на горизонте почти не осталось.

А что вы думаете о перспективах скоростных, мощных и экономичных дизельных автомобилей? Неужели они полностью будут забыты в скором времени под влиянием актуальных экологических требований? Сообщите свое мнение в комментариях.