Улица Кропоткинская выделяется в Дмитрове тем, что с 2003 года, с момента празднования 850-летия города, является пешеходной.
Правда, лично я бы назвал её "условно пешеходной", ведь большинство домов на ней - жилые, а кто может запретить хозяину приехать к себе домой на машине?
Поэтому позволю себе вольность разделить Кропоткинскую на два отрезка, и сугубо пешеходным считать лишь тот, что идёт от улицы Загорской до пересечения с улицей Лиры Никольской, тем более, что в интернете я наткнулся на сведения, что как раз эта часть ранее именовалась Дворянской, а всё, что в моём варианте считается «условно пешеходным» — Сретенской.
Когда же произошло слияние Сретенской и Дворянской в непосредственно Кропоткинскую?
Для начала — несколько слов о том, кто же это вообще такой, Пётр Алексеевич Кропоткин.
Если коротко - революционер, идеолог русского анархизма, один из самых влиятельных его теоретиков. Это с одной стороны. С другой - потомственный дворянин, князь, географ, член Императорского Русского Географического Общества, теоретически обосновавший существование к северу от архипелага Новая Земля группы островов, которые в итоге были открыты австрийской экспедицией, давшей им название Земля Франца-Иосифа.
Между тем, работа, в которой Пётр Алексеевич рассчитал координаты Земли Франца-Иосифа, Северной Земли и цепи полярных островов на севере Баренцева и Карского морей, была им написана в тюрьме, куда он был заключён в 1874 году за принадлежность к тайному революционному кружку.
В 1876 году Кропоткину удалось бежать и покинуть Российскую империю, было ему тогда всего 36 лет, вернуться же на родину он смог лишь в феврале 1917-го, когда ему было уже 74.
После Октябрьской революции Пётр Алексеевич жил сначала в Санкт-Петербурге, потом в Москве, а летом 1918-го поселился в Дмитрове, где и скончался в феврале 1921 года.
В 1924-ом улицы Дворянскую и Сретенскую объединили под общим наименованием Кропоткинская, а ещё через 80 лет, в 2004-ом, на ней был установлен памятник князю-анархисту работы Александра Рукавишникова.
Чем ещё знаменита эта улица? Ну, хотя бы тем, что на ней жил, как минимум, ещё один потомственный князь — художник, моряк и изобретатель Владимир Михайлович Голицын.
Его дед, полный тёзка, Владимир Михайлович Голицын, был с 1897 по 1905 год Московским городским головой, после революции работал библиографом отдела народного образования в Богородицке Тульской губернии, в 1929 году после нескольких арестов был выслан сначала в Загорск (нынешний Сергиев Посад), а затем в Дмитров.
Во время жизни в Богородицке Виктор младший работал заведующим плакатной мастерской, а с 1924 года начинает иллюстрировать книги, сотрудничает с журналами «Кругосвет», «Пионер», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт».
Вообще, мне кажется, памятная доска на доме № 64 по улице Кропоткинской не совсем полная. В 1929 году сюда была сослана вся семья Голицыных, соответственно, в период, расплывчато указанный в надписи «в 30-40-х годах», здесь, скорее всего, проживали оба Виктора Михайловича, два князя, и дед, и внук. Старший — с 1929 до 1932 года, до своей смерти, младший — с 1929 до 1941-го, до ареста и ссылки в Свияжск, где он умер в 1943-м.
Другие дома на этой улице, может, и не имеют на своих фасадах мемориальных табличек, но некоторые из них сохраняют прежний вид, как, например, вот эти полдома на Кропоткинской, 66. Вторая половина, видимо, либо принадлежит другой семье, либо это просто более поздняя пристройка к существующему дому. В общем, там ничего оригинального, просто красный керамический кирпич.
А вот этот зелёный, пожалуй, самый фотографируемый. Он хоть и стоит в общем ряду, но всё равно как будто бы особняком, невозможно пройти мимо, не запечатлев его на фото.
Эти все дома находятся на той части улицы, что когда-то была Сретенской, а некоей границей между ней и Дворянской будем считать дом-новодел, в котором находится «Музей лягушки», небольшая галерея и сувенирные ряды.
У входа в музей - валуны, превращённые силой воображения местных художников в лягушек.
Нам, естественно, стало интересно, какая связь между Дмитровом и лягушками, задали этот вопрос девушке, которая нас встретила в сувенирном отделе на первом этаже здания, на что она ответила, что рассказ об этом входит в платную часть экскурсии по музею.
Честно говоря, денег нам не жалко было, но такой ответ натолкнул на мысль, что, по сути, кроме этой легенды, экскурсоводу и рассказывать-то особо не о чем. Значит, остальная часть экскурсии будет состоять из осмотра различных картин и скульптур с лягушачьей темой, вот только на всё это добро можно и тут на витринах посмотреть. Ну, может быть, ещё живые земноводные в террариумах живут, но тоже для нас с женой так себе зрелище.
А сейчас, как говорится, будет спойлер! Кто не готов узнать тайну лягушачью — листайте вниз, кто готов — читайте!
В общем, легенда (с некоторыми вариациями) примерно такова: Юрий Долгорукий не зря выбрал место для нового города именно здесь, местность тут болотистая, труднопроходимая. Ну и плюс лягушки!
Когда неприятель, стремясь захватить Дмитров, пытался тихо пробраться к его стенам, лягушки в болотах начинали громко квакать, предупреждая горожан об опасности! О как! Ни разу, в общем, не удалось супостатам захватить защитников города врасплох, за это и почитают дмитровчане лягушек, и даже музей открыли.
Я человек сельский, лягушачьи трели всё детство по вечерам слушал и точно знаю, что при приближении человека они ни в коей мере не начинают квакать громче, а как раз наоборот, замолкают. Где-то в легенде неувязочка.
В Ростове Великом, кстати, тоже с лягушкой много связано, там и музей, и гостиница, и сувениры с квакухами, но с привязкой к городу всё проще намного: когда-то на берегу озера Неро жило финно-угорское племя меря, для которых лягушка была священным, почитаемым существом. И всё, и никаких «гуси Рим спасли».
Ну да ладно. Кому интересно - зайдите, послушайте, может я зря напраслину развожу, и оно того действительно стоит.
А у нас что осталось? Скульптурная композиция «Горожане».
Появилась она на Кропоткинской в сентябре 2004 года, авторы — архитектор Галина Гуляева и скульптор Алексей Караулов, они же являются авторами памятника епископу Серафиму (Звездинскому) в Дмитровском кремле. О наших бродилках по кремлю я рассказывал тут:
А осматривать горожан начнём, пожалуй, со скульптуры «Странник», именно так указано на табличке, расположенной неподалёку, хотя этого мужичка кто-то именует «Богомольцем», а на Яндекс-картах он обозначен как «Паломник». Но как ни называй, а суть примерно одна: человек с посохом как будто бы выходит из Егорьевских ворот Дмитровского кремля, видимо, заходил в Успенский собор, а сейчас направляется к Борисоглебскому монастырю. По крайней мере, я бы так рассказал, а какая идея была у авторов композиции — то мне неведомо.
Страннику трут лапоть и посох, не иначе как к путешествиям. Я потёр, почему бы и нет?
Рядом с ним стоит "Учительница гимназии". Эта дама наоборот, направляется в кремль, ведь именно там, как мы помним, находится гимназия для девочек из знатных семей города. Птицы на плечах и руке учительницы символизируют, наверное, её учениц. Сидящие - тех, что ещё постигают различные премудрости, а взлетающие - выпускниц.
У учительницы трут пенал, который она держит в правой руке, причём трут усердно, видимо хорошо помогает перед экзаменами.
«Огородница» — третья из пяти скульптур и последняя из одиночных, кота, поскольку это животное, не считаем.
Девушка, как мы видим, держит путь на рынок, в корзинках у неё какая-то зелень. Самая натёртая деталь этой скульптуры — нос у котейки, к чему — я не смог догадаться, но тем не менее тоже потёр. Может, просто на удачу.
А дальше — парные скульптуры.
«Купец с купчихой». В описаниях в интернете читаю, что у купца в руках часы и сундучок с деньгами, и их надо обязательно потереть, часы — чтоб время даром не пропадало, сундучок — тут и без слов понятно.
Наверное, так оно и задумывалось, однако же я почему-то увидел вовсе не часы, а компас, и у меня вышла некая ассоциация с «Аленьким цветочком», только здесь купец, отправляясь за тридевять земель, не дочерей своих спрашивает, что им из поездки привезти, а благоверную свою обещает побаловать гостинцами заморскими.
Ну и «Дворяне», самая обойдённая, на мой взгляд, вниманием прохожих скульптура. Ничего у них не натёрто, видимо, народ никак не может придумать, к чему там можно подвести какую-нибудь изюминку.
Из всего, что могу отметить, это некое сходство с четой Пушкиных, у мужчины — бакенбарды и цилиндр-боливар, как у Александра Сергеевича, ну а Наталья Николаевна уже вроде как сама собой разумеется. Но портретного сходства нет, так что будем считать, что это просто дворяне из уездного города, эдакий обобщённый типаж.
Ещё на Кропоткинской имеется несколько заведений гастрономического толка, в пару из них мы заходили, чуть подробнее о посещении — по ссылке ниже: