Можно ли жить легко? Как нас уверяет реклама — да, вместе с полноразмерным китайским кроссовером Soueast S09. Чтобы ответить на этот вопрос, я потратил несколько недель в два захода. Большой кроссовер новой китайской марки я откатал и зимой, и весной, в том числе в условиях полигона.
Габариты солидные: длина 4858 мм, ширина 1925 мм, высота 1795 мм, колесная база 2850. Обводы словно облегчены скальпелем — снаружи автомобиль не выглядит громоздким. Заостренная морда с узкой светотехникой сбрасывает лишний вес. А ведь снаряженная масса — почти 2 тонны. Цвет — благородный темно-зеленый металлик, как на немце. Но “сияет” он странно — судя по всему, тестовый автомобиль полировали, и не очень умело.
Наш китаец — близкий родственник Jetour X90 Plus. Платформа общая с Tiggo 8, Exeed VX прошлого поколения. Дизайн автомобиля запомнить непросто, каких-либо черт, указывающих на фирменный стиль, тут нет.
Не считать же за такую черту подсвеченный контур “пасти” на передке.
Сзади чем-то напоминает Audi, в три четверти возникают мысли про большие кроссоверы Peugeot.
Короче — немаленькая, семиместная машина, да еще с полным приводом, восьмиступенчатым автоматом и двухлитровым турбомотором, выдающим в данной спецификации 197 лошадиных сил и 375 Ньютонов момента.
Салон — все то, за что любят современных китайцев те, кто относится к автомобилю как к гаджету с функцией транспортировки из точки А в точку Б. Два экрана, руль, педали, сидения… Поехали? Но сначала осмотримся.
Воспринимаемое качество интерьера — высокое.
В то же время, базовую эргономику нельзя назвать безупречной. Да, пухлые кресла более-менее приемлемы для людей различного роста, подобрать посадку несложно да и над головой запас есть, но посадка для меня как минимум в принципе высоковата относительно приборной панели. Массажа нет, есть оттоманка справа.
Цифровая приборка без опции нормальных шкал, читается плохо.
Большая часть функций возложена на центральный дисплей с диагональю 15,6 дюйма, так что физических кнопок тут нет — красивый рычаг АКП и крутилка режимов движения.
Почти незаметная полоска функциональных сенсорных клавиш управляет интенсивностью обдува, но не температурой, для ее регулировки нужно сворачивать Android Auto и стараться попадать в мелкие значки на ходу.
А делать это придется — система климат-контроля тут “с особенностями”. Например, плохо борется с запотеванием в авто-режиме, к соответствию температуры тоже есть вопросы.
Кнопка аварийки — тоже сенсорная, и мелкая, попадать в нее на ходу неудобно. Хорошо хоть управление регулировкой зеркал оставили кнопочным, на панели слева от руля.
Картинка и быстродействие мультимедийного устройства хороши, но качество локализации пока среднее. Звучание аудиосистемы неплохое, особенно, для современной музыки, но предел по громкости — ниже, чем у младшего Soueast S07.
Вход и выход на второй ряд комфортный. Тут просторно, сиденья регулируются и по наклону спинки, и по продольному положению — типичная организация для трехрядного автомобиля.
Тут достаточно места для ног, плоский пол позволяет сесть втроем. На потолке есть дополнительные воздуховоды. Вместо отдельной зоны климата — просто регулировка вентилятора.
На третий ряд взрослый человек помещается успешно, но выходит оттуда без сожаления. Места для ног маловато, само сиденье установлено низко. Рослым людям галерка противопоказана.
Несмотря на наличие третьего ряда, в автомобиле остается какой-никакой багажник, но, конечно, не для всей толпы. При езде вшестером, удобнее одно из задних сидений оставить сложенным и сложить там чемоданы, не забыв их хорошенько закрепить. В зимней поездке по Карелии мы перемещались в таком формате, хотя, конечно, место на третьем ряду доставалось проигравшему.
Багажник можно открывать бесконтактно, подставив ногу под световой луч. Интересно, работает ли на грязной машине? Для пассажиров тут сделано все то, что им необходимо по минимуму — как, впрочем, и у других китайцев похожего размера, например, у Chery.
Наличие автоматической коробки передач — вряд ли серьезная необходимость, скорее, маркетинговый шаг вслед за предпочтениями консервативных покупателей. Степень родства коробки с Aisin, о котором так много говорят в автомобильных обзорах, не известна, но легко можно допустить, что конструкция агрегата схожа.
Плавно трогаемся с места — в отличие от некоторых роботов, тут нет резкого стартового рывка. Передачи при плавном педалировании переключаются столь же плавно, без рывков. Но реакция на газ… Топнув по педали для резкого ускорения, вы не получаете ничего — и так на протяжении пары секунд. Задержки реакции на газ свойственны и роботам Chery, но автомат их превзошел. Не спасает ни спорт-режим, ни условное ручное переключение передач (без удержания высоких оборотов). Подрулевых лепестков тут нет, так что придется орудовать селектором.
Если не требовать от автомобиля быстрых реакций на газ, то все сносно. Плавно работая педалями можно ездить неспешно и даже в меру динамично. Динамика не ураган, но на разрешенных скоростях ее хватает. S09 хорошо держит прямую, хотя его и "водит" на колейке. Чтобы уменьшить этот эффект, нужно отключить спортивный режим усилителя руля.
На ровном асфальте подвеска работает согласовано, не докучая ни раскачкой, ни излишней жесткостью. Термостыки проходятся чувствительно. На трассе можно включить рулевой ассистент с адаптивным круизом, и спокойно катиться со скоростью 130 км/ч. На этой скорости заметно, что шумоизоляция откровенно слабовата. Слышно и аэродинамические шумы, и шины, и двигатель, а пассажирам второго ряда “добавляет” на разгоне и выпускная система. Боковые стекла, даром что двойные, в плохую погоду быстро становятся грязными.
Расход топлива на машине с автоматом ожидаемо больше, чем у соразмерных Chery с роботом. Если ехать 120 км/ч на круизе по многополосной скоростной трассе, то средний расход получается около 9,6 л (бензин 95). Как минимум на литр больше, чем у Tiggo 8 Pro Max который тоже не рекордсмен по экономичности.
С ростом скорости автомобиль не теряет стабильности на ровной дороге. Хотя динамика тут, как у 150-сильных машинок поменьше, и после 130 км/ч разгон на груженой машине уже вяленький, но в условиях полигонных дорог двухлитровый S09 может двигаться со скоростью и под 200 км/ч. Расход топлива при этом 19-20 л на сотню. Хорошо, что на обычных дорогах такие скорости запрещены! Случись оказаться на безлимитном автобане — вылетишь в трубу.
Есть тут и раздражающие мелочи. Минимальная яркость большого центрального дисплея избыточна на ночной трассе и отвлекает от вождения. Кромка капота, торчащая над лобовым стеклом, отражает свет фонарей, что при движении не добавляет водителю комфорта. Еще один момент, присущий, пожалуй, всем автомобилям на этой платформе: особенность настройки шасси такова, что даже небольшое количество грязи на внутренних полках или спицах широких легкосплавных колес вызывает дисбаланс, вибрационный фон ощущается как на руле, так и на кузове. Чем грязи или снега больше, тем больше вибрации. Впервые столкнувшись с этим явлением на Chery Tiggo 8 PM зимой, я сначала был недоволен подготовкой автомобиля, но после мойки колес все ушло. Таким образом, держать колеса в чистоте на подобных автомобилях — это не блажь, а необходимость.
Что с управляемостью? Руль легок и пустоват по обратной связи, вместе с тем машина управляется достаточно точно. На разрешенных скоростях Soueast S09 послушно заходит в повороты, при этом не испытывая ваши нервы избыточными клевками и кренами. Если добавить скорости, особенности шасси дают о себе знать — снос в предельных поворотах начинается рано. В любых скольжениях сразу срабатывает система стабилизации, осаживая излишне ретивого водителя. Электроника настроена тут прекрасно, и это не шутка.
По темповой ледовой змейке со включенной ESP Soueast S09 стабильно идет на грани сноса, прекрасно сохраняя безопасную траекторию. Повторить это с выключенной ESP оказалось непросто — автомобиль норовил поскользнуться не только передком, но и кормой, а там и до разворота недалеко. На практике это может привести к ритмическому заносу, и это общая черта соплатформенных машин. Отключать ESP владельцам категорически не рекомендую. Добавлю, что система автоматического экстренного торможения тоже работает неплохо — случилось проверить.
Несмотря на полный привод с электрогидравической муфтой BorgWarner, поведение S09 более переднеприводное во всех режимах. Прибавил газ на снежной каше — и первыми пробуксовку отправляются передние колеса. Задок подключается с задержкой, степень блокировки муфты кажется недостаточной. Случись оказаться на бездорожье, за это время передние колеса успеют закопаться. Но если давить на газ в пол в сугробе — буксовать будут как минимум три колеса. Выбор режима особой роли не играет. Точно то же самое было на кроссовере Chery Tiggo 8 Pro Max, на котором я ездил на Крайний Север. Проехать по грунтовке или зимнику — проедете, но чудес от полного привода ждать не стоит. Хотя система помощи при спуске с горы — и правда работает. Да и в крутую скользкую горку с места автомобиль с автоматом стартует уверенно, без отката назад. ESP трещит, имитирует блокировки, вопрос только в зацеп шин.
На скользкой дороге автомобиль также идентифицирует себя как переднеприводный, что не позволяет одним только газом вызывать скольжение задней оси раньше, чем начнется пробуксовка и снос. На полигоне с отключенной ESP автомобиль приходится закидывать в боковое скольжение точно так же, как я делал до этого на младшем Soueast S07 — при помощи контрсмещения. Выставился под сброс и доворот руля в упор, начал добавлять газ под распрямление руль в ручном режиме АКП — и только тогда машина эффектно идет боком, задние колеса тоже буксуют — до момента, пока не переключится сама вверх передача, оставив без тяги. В целом автомобиль на подобные трюки не рассчитан и для них не предназначен.
Мой напарник в этой поездке, Сергей Сударев Sudarev, кандидат в мастера спорта по ралли. С нашего знакомства, за его выступлениями я слежу уже почти четверть века. По скользкой лесной дороге, по которой периодически проходят раллийные заезды, едем гораздо медленнее, чем на гонках. Ледяные борта колеи скрыты свежим снегом, по бокам петляющей в лесу узенькой дорожки — шершавые стволы сосен и поросшие мхом гигантские камни. Организаторы советовали ехать не быстрее сорока. Сударев идёт 55-60, я бы точно шел медленнее. Очень скользко!
По ощущениям, почти вся тяга — снова на передке. В поворотах Сергей отмечает сносы и то, что при подработке по тормозу левой ногой автомобиль прекращает подачу газа. Это характерное решение для автоиндустрии, но не для всей. Например, инженеры Peugeot, допускают приоритет газа над тормозом и одновременную работу двумя педалями, в том числе на кроссоверах с автоматической трансмиссией. Впрочем, мы уже выяснили, что S09 не лучший автомобиль для езды по скользким дорогам.
Поначалу поездка по грунтовке кажется достаточно комфортной, округлые волны не вызывают тряски и раскачки. Но первые же “острые” неровности выводят из равновесия не только седоков, но и шасси. Начинается тряска. Колеса подпрыгивают на неровностях и камешках в повороте, что сопровождается срабатыванием ESP с морганием аварийки. В эти моменты ускоряться электроника не дает. Вклад вносят и низкопрофильные нешипованные шины размерности 255/45 R20.
На весеннем грунтовом грейдере я лучше понимаю, что именно происходит с подвеской. Под разбитый грунт ее, очевидно, просто не настраивали. На гребенке она практически не работает. Если ехать шепотом, то все хорошо. Если добавить газу, то комфортный и округлый переезд неровностей быстро превращается в долбежку с подпрыгиванием автомобиля и отрывом колес от земли. И все это — на тех скоростях, где младший Chery Tiggo 4 еще держится за дорогу.
Подведем итог. Soueast S09 внешне выглядит не столь попсово, как собратья, просторен, неплохо стоит на ровной дороге. У него действительно есть одновременно 7 мест, автомат и полный привод.
Если вам этого недостаточно, чтобы потратить 3.7-4.1 млн рублей, то есть еще козырь в рукаве — световое шоу. Опускаются стекла, включается громко музыка, пляшет светотехника. Такая вот легкая жизнь.
Теперь вам слово, друзья! Взяли бы себе Soueast S09, или предпочли бы что-то другое за 4 миллиона? Делитесь мнениями, дополняйте в комментариях!