Эта интересная статья авторства Николая Онегина (научного сотрудника Государственного Эрмитажа) про доступное жилье для Барби попалась мне в глянцевом журнале. Я уже год воплощаю эту мечту, осталось совсем немного:
Поэтому с огромным удовольствием прочла небольшое исследование и решила сохранить его на память.
Barbie dream house 1962: дизайн интерьера в мире игрушек
История кукольных домиков
Историю частного интерьера можно изучать по различным источникам, среди которых особую нишу занимают кукольные дома. И если одни мастера руководствуются скорее фантазиями и сказочными образами, то другие авторы, наоборот, стремятся максимально точно воспроизвести реальные жилые пространства.
В этом ряду следует вспомнить знаменитый «Нащокинский домик» XIX века макет московской квартиры Павла Воиновича Нащокина, друга Александра Сергеевича Пушкина, над которым трудились настоящие мебельные, фарфоровые и бронзолитейные фабрики.
Такие старинные игрушечные постройки являются отражением вкусов своего времени, по ним историки могут изучать жилые интерьеры различных эпох: расположение комнат, их функциональное назначение, архитектурную отделку, колористическое решение, варианты меблировки, стилистику и формы предметов, материалы текстиля и т. д.
В ряду подобных «макетов жизни» большой интерес представляет первый «дом мечты» знаменитой куклы Барби, выпущенный в 1962 году. Производившая его фирма Mattel позиционировала игрушку как образец современного жилья для молодой девушки, у которой исполнилась «американская мечта» о собственном доме. Поэтому изучая первый Dream house, мы не только расширим представление о гранях недавнего тренда #barbiecore, который захватил также сферу дизайна пространства, но и сможем представить, как выглядел идеальный интерьер для Барби.
Первая мебель от Mattel
Американская компания Mattel, основанная в 1945 году четой Эллиота и Рут Хэндлер, а также их компаньоном Гарольдом Мэтсоном, начинала свой бизнес с изготовления рамок для фотографий, но вскоре полностью сконцентрировалась на производстве игрушек. И если Рут Хэндлер, дочь эмигрантов из Российской империи, увлеченно занималась маркетингом и развитием бизнеса, то выпускник колледжа Art Center College of Design Эллиот увлеченно занимался изобретениями новых игрушек. Стремление к новаторским идеям привели Mattel к изготовлению предметов не только из традиционных материалов, таких как дерево, металл и ткань, но также из инновационных видов пластика.
В 1958 году фирма обратила свое внимание на сферу игрушечных домиков и миниатюрной мебели: была представлена коллекция «Mattel's Modern Furniture» целый набор предметов для кукол формата от 8 до 10,5 дюймов (для сравнения масштаб Барби 11,5 дюймов, высота 29,5 см). Отметим, что мебель не была фантазийной, а в точности воспроизводила реально существовавшие современные предметы - те, которые дети видели у себя дома, по телевизору или на страницах журналов. Материалы также были аутентичными: каркас делался из дерева, а обивка изготавливалась из ткани. Особое внимание привлекала настольная лампа с абажуром: снабженный лампочкой на батарейке, этот осветительный прибор был вполне функциональным и придавал уют всему кукольному пространству. Высокая детализация, правдоподобный вид и удобство использования детьми привели серию «Modem furniture» к коммерческому успеху.
Однако в этой линейке было одно важное НО: мебель предназначалась для кукол от других производителей, потому что у Mattel своей куклы еще не было! Затем она появилась: 9 марта 1959 года на New York Toy Fair публика увидела стройную девушку модель по имени Barbie. Точнее, их было две блондинка и брюнетка. Эта группа в полосатых купальниках поначалу была встречена довольно скептически, но быстро стала набирать популярность: все видели, как Барби становилась целым феноменом в индустрии игрушек.
На фоне ажиотажа вокруг куклы модели, компания Mattel стала быстро расширять ассортимент товаров, входивших, как бы сказали сегодня, во вселенную бренда Barbie. Причем основополагающим принципом всегда была реалистичность: например, аутфиты воспроизводили настоящие образцы модных туалетов с французских подиумов и наряды с итальянских «фашенебельных» улиц.
Дом для Барби
В этом контексте в 1962 году и появился Dream house. Несмотря на слово «мечта», здание не предполагалось делать фантазийным наоборот, дом для куклы должен демонстрировать современные тенденции в дизайне интерьеров. Трудившаяся над ним в 1961 году команда (в их числе, например, графический дизайнер Gordon Shirerman) прекрасно осознавала, что дом мечты должен быть в тренде не сейчас, а через год, в момент появления в магазинах.
Выпуская первый дом Барби, компания Mattel стремилась сделать его более доступным для массового покупателя, чем коллекция «Modern furniture». Для удешевления производства сама постройка и все детали внутри выполнялись из картона, а не дерева и ткани. В этом смысле Barbie Dream house напоминает кукольные домики второй половины XIX века, когда многие производители игрушек перешли от эксклюзивных дорогостоящих конструкций из дерева и металла к картонным макетам, где отделка комнаты была просто нарисована на бумаге.
Картонный «Dream house», изготовленный в компании «Standard plastics» в Нью-Джерси по эскизам из Mattel, в конечном итоге продавался за 8$, без куклы внутри. Для сравнения отметим, что стоимость Барби в купальнике составляла 3$, а, например, ее свадебный наряд оценивался в 5$.
Дом-чемодан для куклы
Первый дом Барби представлял собой большой картонный чемодан с ручкой, что позволяло носить жилище куклы с собой. Эту возможность быстро убрать весь домик Барби в чемодан не меньше ребят оценили их родители, ведь такой формат ускорял уборку детской комнаты. Когда ребенок раскрывал чемодан, то перед ним оказывалась своего рода диорама: пол и три стены одной комнаты. Все было создано в соответствии с параметрами куклы Барби.
Внутри чемодана находились также листы плотного картона, на которых были нарисованы различные предметы меблировки: их следовало достать по перфорации и сложить в нужную форму. «Конструирование» и расстановка мебели развивали моторику детей и их воображение, абстрактное мышление и, несомненно, закладывали навыки к проектированию пространства. Жилище Барби передавало образ загородного одноэтажного дома, собственно, с одной комнатой. Его внешние стены были отделаны деревянными рейками (сайдингом) и покрашены в зеленовато синеватый цвет, внизу виднелись булыжники фундамента. Авторы также изобразили высокие узкие окна в пол и входную двустворчатую дверь с интересными ручками.
На полу можно заметить имитацию плиточного линолеума из отдельных квадратов, приклеенных к основе популярное покрытие 1950-1960-х годов (которое можно до сих пор часто встретить в отечественных квартирах). Для большего уюта Барби положила на пол два ковра разных цветов.
Стены единственной комнаты не оклеены вышедшими из моды обоями, а ровно окрашены в желтый, «молодежный» цвет. Колористическое решение пространства дополнял также розовый цвет, который постепенно становился фирменным для Барби. Яркие краски дополнялись фактурой деревянной мебели. В стене справа было сымитировано трехчастное окно с рулонными шторами, декорированными геометрическим орнаментом. В центральной стене также заметно окно, у которого, впрочем, шторы расположены только в нижней части, что было милой, немного старомодной, ноткой из загородной жизни. На стенах хозяйка молодая девушка Барби как будто разместила акварельные рисунки в рамочках и студенческие флажки с надписью «ЅTATE».
Мебель для кукольного дома
Комната в доме мечты была хорошо меблирована предметами для различных вариантов досуга. Функциональность вещей сочеталась с эргономичностью и веяниями современных стилей. Часть предметов была встроенной: открытый шкаф для одежды с выдвижными ящиками в нижней части, шкаф с дверцами для книг и туалетный столик, встроенный в оконную нишу. Примечательно, что столик был расположен под окном, то есть солнечный свет освещал лицо Барби во время нанесения макияжа.
Рядом с ним было установлено невысокое полукресло с треугольными скошенными подлокотниками. Кроме того, в комнате стояли кровать тахта с одним изголовьем и раскладной диван книжка с кофейным столиком перед ним. В углу помещалось кресло с приставным пуфиком одинаковая обивка синего цвета визуально объединяла эти два предмета в одну группу, превращая кресло в шезлонг. Авторы внесли в интерьер также современную технику: напротив дивана расположилась тумба, внутри которой были встроенный проигрыватель виниловых пластинок и телевизор, по которому «показывали» саму Барби.
Помимо этого, в комнате находились настольная лампа с модным вертикальным абажуром (к сожалению, лампа не была функциональной), а также многочисленные подушки, модные журналы, книги и, собственно, виниловые пластинки. Незримо в комнате Барби присутствовал ее возлюбленный - портрет Кена в рамочке также украшал интерьер.
Картонная мебель в доме Барби достаточно качественно и правдиво имитировала конкретные фактуры и материалы. Очевидно, что предметы были «сделаны» из входивших в мировой дизайн ДСП с рисунком под дерево, причем некоторые поверхности были «покрыты» лаком. Тонкие ножки и геометрические формы мебели, отсутствие лишнего текстиля и декора, лаконичность, яркие цвета и эко мотивы - различные элементы интерьера отвечали модным тенденциям Midcentury и молодежному духу самой Барби.
От картона к пластику, от реальности к фантазии
В кукольном доме проявились основные постулаты Модернизма, в нем ощущается влияние Скандинавского дизайна, а некоторые предметы напоминают мебельные новинки от Джорджа Нельсона для Herman Miller. Все это в целом позволяет действительно рассматривать Dream house 1962 года как образец интерьера Midcentury. Отметим, что первый дом стал чрезвычайно популярным, и фирма Mattel стала выпускать все новые варианты картонного жилья как для Барби, так и ее сестры Скиппер, и даже салон модного магазина, в котором был подиум для демонстрации моделей одежды.
Однако материал этих конструкций – картон - не был долговечным, поэтому в конце 1960-х начале 1970-х годов Dream house стали изготавливать из пластика. И чем активнее шло развитие этого направления, тем дальше создатели домов Барби отходили от концепции «реальность в миниатюре» жилье куклы напоминало скорее фантазию, детскую мечту о каком-то идеальном интерьере, почти без отсылок к современному «взрослому» дизайну.
Какой бы ни была эволюция домика Барби, в основе всех этих вариаций лежит самый первый Dream House 1962 года. Умелое сочетание реальности с игровым моментом, удачный подход к производству и эксплуатации, возможности для фантазий ребенка превратили Dream house в культовый предмет, ставший важной частью истории игрушек и истории дизайна.
В 2017 году компания Mattel выпустила точную репродукцию дома Барби, чтобы спустя 55 лет напомнить всем, с чего все начиналось...
****
Но это уже трудно назвать доступным жильем для Барби, ведь стоимость домика без куклы 30+ тысяч рублей. Сейчас актуальнее что-то в этом духе:
Поэтому пойду-ка я дальше собирать стенку для "дома мечты", а пока...
До встречи!