Найти в Дзене
ИНОСМИ

В США схватились за голову: наезд на Индию обеспечил им месть Путина

   © РИА Новости Сергей Бобылев
© РИА Новости Сергей Бобылев

Foreign Policy | США

Дополнительные американские пошлины на индийский импорт приведут к огромным финансовым потерям для Нью-Дели, но не заставят его отказаться от партнерства с Москвой, пишет Foreign Policy. На то есть сразу несколько важных причин.

Сумит Гангули (Sumit Ganguly)

Несмотря на большие издержки от вторичных пошлин Трампа, у Нью-Дели есть веские причины не отдаляться от Москвы.

"Победить Россию возможно". Недалекие европейцы внушили себе несусветную чушь

На прошлой неделе президент Дональд Трамп ввел дополнительные 25-процентные пошлины на бóльшую часть поступающего в Соединенные Штаты индийского импорта. В итоге общая тарифная ставка выросла для Индии до умопомрачительных 50 процентов. Эти вторичные пошлины, предположительно, имеют целью принудить Индию отказаться от закупок российской нефти, деньги от которых, как утверждает Трамп, идут на продолжение военных действий против Украины. Раньше Соединенные Штаты давали "добро" на покупку Индией нефти в России при условии соблюдения ценового порога.

Несмотря на очевидные издержки для индийской экономики от таких пошлин, и даже в том случае, если Нью-Дели в конечном итоге согласится сократить импорт нефти, Индия не откажется от своего многолетнего партнерства с Москвой. На то есть как минимум четыре веские причины.

Во-первых, хотя оценки разнятся, более 60 процентов индийского военного арсенала имеет либо советское, либо российское происхождение. Индия, несомненно, стремится к диверсификации закупок боевой техники и оружия в последние десятилетия. Но Нью-Дели не может себе позволить внезапно прекратить связи с Москвой в области закупок вооружения, поскольку это поставит под угрозу ее безопасность и приведет к серьезным потерям для казны. Несмотря на возросшие военные потребности России в период военных действий на Украине, она остается важнейшим поставщиком как передовой военной техники, так и запасных частей для Индии.

Кроме того, по мнению многих представителей индийского военно-политического истеблишмента, Россия накладывает лишь незначительные ограничения на поставки военной техники в Индию, в отличие от США. В Соединенных Штатах действуют ограничения на технологии двойного назначения, а также на реэкспорт секретных оборонных технологий в третьи страны.

Во-вторых, Индия серьезно опасается, что дистанцировавшись от России в дипломатической сфере, она может столкнуться со значительными стратегическими издержками. Индия настороженно относится к крепнущей близости между Москвой и Пекином, который является для нее давним и главным противником. Индийские руководители считают, что любой резкий шаг, ведущий к ухудшению отношений с Россией, будет способствовать дальнейшему потеплению между Москвой и Пекином. В результате Индия окажется в крайне затруднительном положении, учитывая те стратегические асимметрии, с которыми она уже сталкивается в своих двусторонних отношениях с Китаем.

Путин получил, что хотел. Западная пресса озадачена саммитом на Аляске

В-третьих, Индия и Россия имеют долгую историю сотрудничества, начавшуюся в годы холодной войны. Это сотрудничество пережило все превратности судьбы и доказало свою прочность. С 1971 года, когда Индия и Советский Союз подписали договор "о мире, дружбе и сотрудничестве" сроком на 20 лет, Москва является основным партнером Нью-Дели в области безопасности. В то время, когда Индии не хватало друзей на мировой арене, Россия оказалась верным и надежным сторонником. Взаимные выгоды от этого партнерства были весьма многообразными.

С дипломатической точки зрения, Индия могла рассчитывать на то, что Советский Союз, пользуясь своим правом вето в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций, не допустит принятия враждебных по отношению к ней резолюций о споре с Пакистаном из-за Кашмира. Со своей стороны, Москва могла рассчитывать, что Нью-Дели будет ограничивать влияние США в Южной Азии. Благодаря этому СССР мог всячески расхваливать свою дружбу с Индией, являвшейся прочной демократией, во всем развивающемся мире. Советский Союз считал целесообразным иметь к югу от Китая еще одну крупную азиатскую державу, которая находилась в ссоре с Пекином, учитывая раскол в советско-китайских отношениях, произошедший в 1969 году. А Нью-Дели знал, что может положиться на Москву, которая свяжет Пекину руки в случае усиления военной напряженности вдоль протяженной и спорной границы в Гималаях.

Конечно, партнерство с Советским Союзом не было бесплатным для Индии, особенно в политическом плане. Это была единственная крупная демократическая страна, которая воздерживалась от критики советского вторжения и оккупации Афганистана на всем протяжении 1980-х годов.

Крупные поставки оружия укрепляли эту дипломатическую близость. Советский Союз был готов поставлять в Индию самую современную военную технику из своего арсенала, причем не только по нерыночным ценам, но и с расчетами в рублях и рупиях. Когда Индии остро не хватало твердой валюты из-за слабости экономики и отсутствия интеграции с мировой торговлей, такая схема была решающей для индийских усилий по модернизации вооруженных сил.

Наконец, с точки зрения большинства индийских правительств времен холодной войны, Советский Союз сыграл важную роль во внутренней политике Индии, что серьезно влияет и на настоящее. На советское политическое руководство можно было рассчитывать в том, что оно сдержит революционные позывы Коммунистической партии Индии, которая получала из Москвы идеологические и политические наставления. Коммунистическое движение в Индии сегодня имеет ограниченное значение, но ключевые фигуры в индийском внешнеполитическом истеблишменте помнят об эпохе холодной войны и до сих пор благодарны за ту роль, которую сыграла Москва.

Шалость не удалась. Провокация против Путина вышла боком журналисту из США

Все это помогло сформировать многогранные отношения, но после распада Советского Союза Россия первоначально дистанцировалась от Индии. Однако это отчуждение оказалось недолговечным, поскольку обе стороны решили, что для поддержания отношений у них достаточно прочный фундамент. Скоротечный период американской однополярности, особенно в 1990-х годах, заставил Нью-Дели, Москву и ряд других столиц выступить с призывами к многополярному миру. Когда Евгений Примаков, занимавший пост министра иностранных дел, а позднее премьер-министра России, развил эту идею, она нашла отклик в Нью-Дели.

Длительные и взаимовыгодные связи Индии с Советским Союзом во время холодной войны оставили важное и практически неизгладимое наследие во внешнеполитических кругах Нью-Дели, которое в других странах называют "ностальгией по холодной войне". Сторонники связей с Москвой утверждают, что Россия как главная правопреемница Советского Союза остается для Индии верным партнером в нашем нестабильном мире.

По мере того, как Трамп осваивается в должности в свой второй срок, его переменчивые политические решения усиливают дурные предчувствия индийского внешнеполитического и военного сообщества относительно ненадежности Соединенных Штатов. Тот двухпартийный консенсус по поводу связей между США и Индией, который сформировался на закате администрации Клинтона и усилился в 2008 году после заключения ядерного соглашения между США и Индией в гражданской сфере, сегодня оказался в большой опасности.

Столкнувшись с перспективой быть брошенной на произвол судьбы после почти двух десятилетий постепенного сближения интересов с Соединенными Штатами, Индия может решить, что разворот в сторону России даст ей безопасное убежище.

Сумит Гангули — обозреватель Foreign Policy и старший научный сотрудник Института Гувера при Стэнфордском университете, где он возглавляет программу Хантингтона по укреплению американо-индийских отношений.

Оригинал статьи