Антиутопия — это не просто жанр, а зловещее зеркало, в котором отражаются наши самые глубокие страхи: потеря контроля, тоталитаризм, крах цивилизации, превращение людей в винтики системы. Кино, как мощный инструмент пророчества, давно обратилось к этим темам, создавая миры, в которых кошмар стал нормой, а повседневность наполнена ужасом.
Сегодня я предлагаю вам вспомнить пять фильмов-антиутопий, заставляющих задуматься о том, насколько тонка грань между вымыслом и будущим, которое мы сами можем построить.
Версия 1.0 (One Point O), 2003
IMDb: 5.9; Кинопоиск: 6.5; одобрение критиков: 67% (9)
Фантастический триллер в стилистике киберпанка, сочетающий мрачную атмосферу антиутопии с философскими размышлениями о тотальном контроле, паранойе и влиянии технологий на человека и его разум. Содержит острую сатиру на масс-медиа, рекламу и деятельность корпораций. Фильм снимался в Бухаресте, что придало ему особый антураж. В производстве участвовали США, Румыния и Исландия. Режиссировали ленту Джефф Ренфро, известный по постапокалиптическому ужастику «Колония» и работе в сериалах «Извне» и «Чаки», и Мартейнн Торссон, снимавший нонконформистскую трагикомедию «Страна бурь». Главные роли сыграли Ричард Риис, Джереми Систо, Удо Кир, Дебора Кара Ангер, Брюс Пэйн. Оригинальное название, One Point O, отсылает к версии программного обеспечения (1.0), а также намекает на начало чего-то нового.
Аннотация. Талантливый программист Саймон возвращается в свою квартиру и обнаруживает там пустую коробку. Это повторяется снова и снова, из-за чего его разум начинает давать сбои. Мужчина не может закончить важный программный код и замечает, как его поведение меняется — например, он становится одержим покупкой молока одной марки. В здании, где живёт Саймон, лифты не работают, а коридоры просматриваются камерами. Главный герой начинает сходить с ума, что усугубляется из-за поведения его странноватых соседей.
Парк наказаний (Punishment Park), 1971
IMDb: 7.7; Кинопоиск: 7.3; одобрение критиков: 92% (13)
Американский псевдодокументальный фильм с элементами антиутопии и политической сатиры, снятый британским режиссёром, обладателем «Оскара» за апокалиптическую киноленту «Военная игра», Питером Уоткинсом. Картина предлагает возможный сценарий развития событий в США начала 1970-х годов и представляет собой альтернативную историю, в которой подавление инакомыслия приобретает жестокие и систематизированные формы. Рассуждает об ужасах авторитаризма, государственных репрессий и поляризации общества. После выхода фильм подвергся резкой критике — его обвиняли в антиамериканизме и пропаганде коммунистических идей, а на Нью-Йоркском кинофестивале 1971 года он вызвал скандал и был отвергнут голливудскими дистрибьюторами. Однако впоследствии лента получила положительную переоценку: критики отметили её пророческий характер и мощное эмоциональное воздействие. Главные роли сыграли Патрик Боланд, Кент Формен, Кармен Ардженциано и Люк Джонсон. Бюджет составляет лишь 95 тысяч долларов.
Аннотация. Начало 1970-х, США. На фоне эскалации войны во Вьетнаме и массовых протестов президент Ричард Никсон вводит чрезвычайное положение, позволяющее судить представителей антиобщественных движений — активистов, пацифистов, феминисток и коммунистов — в ускоренном порядке. Группа обвиняемых получает выбор: тюремное заключение или трёхдневное испытание в «Парке наказаний» — пустынной местности, где им предстоит пройти 53 мили без еды и воды, будучи преследуемыми вооружёнными полицейскими и нацгвардейцами. Европейская съёмочная группа документирует как процесс суда над задержанными, так и мучительное путешествие первых арестантов.
Альфавиль (Alphaville: Une étrange aventure de Lemmy Caution), 1965
IMDb: 7.0; Кинопоиск: 7.2; одобрение критиков: 92% (49)
Культовая французско-итальянская черно-белая фантастическая трагикомедия с элементами нуара и философской притчи. Повествует о специальном агенте, который прибывает в тоталитарный город будущего, где правит бездушный компьютер, запрещены эмоции, а человеку предписано жить по инструкциям и не задавать лишних вопросов. Фильм был награжден главным призом Берлинского кинофестиваля, «Золотым медведем», и вызвал восторг критиков, назвавших его остроумной, новаторской и пронзительной аллегорией на технологический деспотизм и утрату человечности. Снят великим Жан-Люком Годаром («На последнем дыхании», «Жить своей жизнью», «Мужское-женское») и считается одним из лучших его кинопроизведений. Главные роли сыграли Эдди Константин, Анна Карина, Аким Тамирофф, Валери Буажель, Жан-Луи Комолли. Бюджет составляет 220 тыс. долларов. Оригинальное название можно перевести как «Альфавиль: Странное приключение Лемми Кьюшена».
Аннотация. Детектив Лемми Кьюшен проникает в город Альфавиль, находящийся на другой планете. В этом месте каждое слово, чувство и мысль контролируются всеведущим компьютером Альфа-60. Под видом журналиста главный герой ищет пропавшего агента Генри Диксона и пытается выйти на профессора фон Брауна — создателя цифрового диктатора. В мире, где запрещены любовь, поэзия и даже вопрос «почему?», люди существуют как безликие механизмы, а проявление чувств карается жестоким наказанием. Встреча Кьюшена с дочерью фон Брауна, Наташей, программисткой Альфа-60, полностью меняют ход событий.
Зеленый сойлент (Soylent Green), 1973
IMDb: 7.0; Кинопоиск: 6.6; одобрение критиков: 71% (41)
Мрачный американский фантастический триллер, основанный на романе Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» 1966 года, но значительно отклонившийся от его сюжета, заменив социальную сатиру на напряжённое детективное расследование в условиях тотальной экологической катастрофы. Рассказывает о полицейском, который пытается выяснить обстоятельства убийства влиятельного человека в мире будущего, где перенаселение, большие проблемы с окружающей средой и нехватка ресурсов довели человечество до края выживания. Фильм вошёл в историю как культовая антиутопия, что во многом произошло, благодаря его впечатляющему финалу. Режиссировал ленту оскароносец Ричард Флейшер, известный по фэнтезийным боевикам «Рыжая Соня» и «Конан-разрушитель», а также по приключенческой картине «20000 лье под водой». Главные роли сыграли Чарлтон Хестон, Ли Тейлор-Янг, Чак Коннорс, Джозеф Коттен и Брок Питерс. Бюджет составил 4 миллиона долларов, кассовые сборы — 3,6 миллиона.
Аннотация. Будущее, 2022 год, Нью-Йорк. Город с населением в 40 миллионов человек погружён в хаос: климат изменился, сделав жару новой нормой, еда и чистая вода — роскошь. Детектив Роберт Торн живёт в тесной квартире вместе с Солом Ротом — бывшим профессором, который помогает ему в расследованиях. После убийства Уильяма Саймонсона, члена правления корпорации «Сойлент», производящей высококалорийный продукт, призванный помочь справиться с нехваткой продовольствия, Торн начинает расследование, которое вскоре приводит его к шокирующему открытию.
Галактика THX-1138 (THX 1138), 1971
IMDb: 6.6; Кинопоиск: 6.6; одобрение критиков: 86% (66)
Американская фантастическая кинокартина Джорджа Лукаса (создателя «Звёздных войн»), основанная на его студенческой короткометражке «Электронный лабиринт THX 1138 4EB» 1967 года. Сочетает визуальную строгость и минимализм с философским подтекстом. Рассуждает о технологической дегуманизации социума. Сюжет рассказывает о мужчине, живущем в старого контролируемом обществе, который, влюбившись в девушку, решает бросить вызов привычному порядку вещей. Картина провалилась в прокате, заработав лишь 945 тысяч долларов при бюджете в 775 тысяч, однако позже отношение критиков и общественности к ней было пересмотрено, что сделало ее культовым кинопроизведением. Главные роли сыграли Роберт Дювалл, Дональд Плезенс, Дон Педро Колли, Мэгги МакОми и Иэн Вульф. В 2004 году вышла режиссёрская версия ленты с дополнительными сценами, цифровой реставрацией и расширенными визуальными эффектами, что привело к изменению ее возрастного рейтинга с PG на R из-за откровенных моментов.
Аннотация. XXV век, подземный мегаполис, полностью контролируемый компьютерной системой. Эмоции здесь подавляются обязательным приёмом успокаивающих препаратов, индивидуальность уничтожена, люди носят одинаковые комбинезоны. Всё идёт по установленному плану. Но однажды девушка по имени LUH 3417 подмешивает своему напарнику, THX 1138, плацебо вместо лекарств, пробуждая в нём тревогу, тоску и страсть. Впервые в жизни THX начинает чувствовать, впервые испытывает любовь — но это преступление. Когда LUH 3417 исчезает, главный герой решает проверить систему на прочность.
- Upitko.ru — мой сайт-рулетка, созданный для поиска кино.
- Упитко: Быстро о кино — мой Telegram-канал.