В крошечной церкви в Эль-Пасо произошла кровавая резня. Все участники свадебной церемонии были убиты с особым цинизмом, а беременной невесте дополнительно выстрелили в голову. Проблема в том, что девушка выжила, и теперь у нее есть только одно желание. Убить Билла.
Квентин Тарантино всегда был мастером безупречных жанровых концепций. Описания его картин предельно выразительные и захватывающие. Сложно устоять перед предельно простым синопсисом, который одновременно обещает умопомрачительное зрелище и оставляет достаточно интриги, чтобы у зрителя оставалась мотивация к просмотру. Изначально толстенный сценарий был единым четырехчасовым фильмом, но Харви Вайнштейн настоял на том, чтобы разделить одну картину на две. Удивительным образом, это пошло на руку фильму: предыстории героев расширили, брутального экшена стало больше, а самое главное – стилистические различия картин позволили им стать чуть ли не противоположностями друг друга. Сегодня мы поговорим о перовой части кровожадной дилогии, которая и по сей день остается чуть ли не лучшим экшн фильмом в мире.
Невеста – персонажей придуманный совместно Тарантино и Умой Турман, исполняющая заглавную роль, остается великолепным образчиком героини, для которой месть стала единственным смыслом жизни. Ее путь линеен и понятен. Сперва убить всех причастных к кровавым событиям в церквушке, а потом добраться до главного босса, заседающего в неизвестной резиденции. Если судить только по такому описанию, то фильм может показаться очередным боевиком, способным развлечь пару раз, но не более. Тарантино всегда был нежным поэтом, и «Убить Билла» стал его самым трогательным и трепетным любовным посланием всему, что он так сильно ценит в кинематографе. Вся его фильмография пропитана благоговейной страстью к жанровому кино 60-х и 70-х годов прошлого века. «Убить Билла» стал наиболее красноречивым признанием в любви массе жанров. От вестерна и самурайского кино до гонконгского боевика.
Смешение эстетик сопровождает картину с первых ее минут. Почти полностью вестерновое медленное вступление постепенно перерастает чуть ли не в притчевое самурайское противостояние идеологий. Спагетти вестерны довольно тесно связаны с самурайскими фильмами, потому что многие ранние итальянские картины были либо ремейками, либо оммажами культовых японских картин середины прошлого века. Серджио Леоне активно переснимал Куросаву, а азиатский киноязык медленно смешивался с темпераментным авторским подходом итальянцев. По итогу, два диаметрально противоположных жанра образуют собой неразрывный тандем. Именно из этого единения и родилась эстетика первой части «Убить Билла». Перестрелки в нем сняты словно это самурайский фильм, а сражения на холодном оружии решаются как те самые дуэли в прерии.
Киноязык «Убить Билла» перенасыщен цитатами из сотен фильмов и, если вдаваться в каждую отсылку, что режиссер вложил в двухчасовой фильм, придется писать несколько десятков страниц сопутствующих комментариев. Но самое главное, что удалось Тарантино в этом фильме – оставить искреннее и трепетное сочувствие главной героине. Как бы ловко она не раскидывала десятки гангстеров с помощью своей катаны, или как бы жестоко не расправлялась с мерзавцами из своего списка, она все еще остается уязвимой женщиной, способной испытывать боль, ярость и горе. Мы искренне болеем за Невесту и хотим, чтобы путь ее мести закончился успехом, оттого каждая рана, полученная героиней, ощущается словно своя собственная. Дело не только в блестящем и остроумном сценарии, бросающем героиню из одной непростой ситуации в другую, а еще и в искренней любви режиссера к своему персонажу. Мало кого Тарантино в своих фильмах оберегал так, как Невесту. Ей под силу все, что угодно, даже единолично уничтожить целый клан якудза.
После своего пробуждения в занюханной больнице с надзирающим врачом-извращенцем, героине предстоит не только заново научиться ходить, но и составить план действий. Нелинейная структура повествования показывает нам ее победу над очередной соучастницей преступления раньше, чем на экране будет показана более важная победа из финала картины. Но уловить эту деталь можно только при достаточно внимательном просмотре. Главной же мишенью первой части становится О-Рэн Ишии – полуяпонка-полукитаянка американского происхождения, чьему становлению в качестве главы якудзы посвящен один из двух лучших сегментов всего фильма. Гротескный и ультра жестокий аниме эпизод как гром среди ясного неба врывается в пространство картины и во всех красках показывает, что бывает с теми, кто переходит дорогу мафии. Маленькая О-Рен становится свидетельницей убийства собственных родителей. Именно в момент, когда самурайский меч вонзается в тело ее матери, а на фоне начинает пронзительно играть саундтрек «Большой Дуэли» Джанкарло Санти, эстетики вестерна и самурайского боевика сливаются воедино в душераздирающем экстазе. Пока камера медленно скользит вверх по блестящему лезвию клинка, музыка нарастает и становится громче с каждым мгновением. Здесь поэтика Тарантино достигает своего максимума, а эмоции зрителя достигают возможного пика.
С О-Рен и ее бандой «88 бешеных» связан и второй лучший момент фильма. Глава «Разборка в Доме голубых листьев» стоит всех экшн фильмов, вышедших до и после первой части «Убить Билла». Это фильм внутри фильма со совей драматургией, трехактной структурой и сюжетом. Уникальный сплав безумного виртуозного мастерства азиатских каскадеров, постановщиков боевых сцен и безупречной операторской работы. На съемках «Убить Билла» Тарантино обрел своего постоянно союзника в лице Роберта Ричардсона – одного из лучших ныне живущих операторов. Его уникальная работа со светом, акцентные верхние схемы освещения и виртуозное владение панорамной съемкой сделали фильмы режиссера наконец-то настолько красивыми, насколько они того заслуживают. Картина под завязку набита идеальными кадрами, которые хочется безостановочно разглядывать и, затаив дыхание, любоваться. Кажется, будто ему под силу снять красиво что угодно – будь то ярко-алые фонтаны крови или лицо Невесты с растрепанными волосами в момент, когда она готовится вступить в единоличную схватку с армией якудза.
Эпизод в убежище О-Рен не просто так стал эталоном постановки боевых сцен на долгое время. Почти 30 минут идеально поставленного, кровавого, безудержно изобретательного экшена оканчиваются чуть ли не самым массовым кровопролитием во всей фильмографии режиссера. Оторванные конечности летают по японскому ресторану, кровь фонтанами заливает стеклянные и металлические поверхности, а счетчик убийств постепенно приближается к заветной цифре «88». Именно на пике эмоционального напряжения происходит переход к последней дуэли с О-Рен. И эта сцена ощущается ведром ледяной воды после всего, что произошло раньше. Схватка Невесты со своим врагом оказывается очень спокойной и размеренной, даже не смотря на резкие ритм и испанской гитары на фоне в середине сражения. Мало кто понимал суть киношных самурайских дуэлей как Тарантино, и как в лучших представителях жанра, решающую точку ставит всего лишь один мастерский взмах меча.
Структура местецентричного боевика предполагает наличие яркого ансамбля антагонистов. Невеста, безусловно, один из самых интересных протагонистов подобного кино. Она очень естественная, живая и уязвимая. Ни одна победа не дается ей легко, она преодолевает испытание за испытанием будь то временный паралич нижней части тела после продолжительной комы или стремительная драка на ножах с очередной обидчицей. Ей приятно сопереживать, а осуждать ее исключительную кровожадность как-то совсем не получается. Ума Турман страстно играет, пожалуй, лучшую роль в своей карьере. У нее есть достаточно пространства для очень широкого спектра эмоций и ситуаций, и она безумно хороша в этом амплуа. Но все великолепие героини могло бы с легкостью померкнуть, не будь у этой истории такого впечатляющего набора второстепенных персонажей. Помощников у героини на всем пути будет не очень много, и в первом фильме эта роль полностью отведена Хаттори Ханзо. Имеющий свои счеты в отношении жестокого Билла, он кует для главной героини острейший в мире клинок, не смотря на то, что много лет назад поклялся никогда больше такого не делать. Весь эпизод с ним – один огромный поклон целому корпусу японских фильмов о великом мечнике, чье им Тарантино без стеснения заимствует без изменений.
Центром же конфликта становятся злодеи. Часть предстает перед нами ненадолго, лишь предвещая дальнейшее появление в истории, как например, героиня Дэрил Ханны, насвистывающая тревожный мотив, пока идет в комиксном наряде медсестры травить главную героиню в больнице. С некоторыми предстоит полноценная схватка. Картина начинается с впечатляющей поножовщины между Невестой и Вернитой Грин в уютном домике для среднего класса. Но украшением первой части можно смело назвать О-Рен. У Люси Лью получилась не просто очередная жестокая женщина, а верная традициям и жестокая к своим врагам глава мафиозной семьи, по праву заслужившая это место. Она просит у Невесты прощения за то, что насмехалась над ее мастерством мечника после удара, который не смогла отразить. И погибает злодейка безумно красиво и горделиво. Такую смерть Невеста не готова подарить больше никому из своего длинного списка.
Историю украшают и остальные персонажи, среди которых масса прославленных профессионалов из гангстерского кино Японии. Тарантино хотел снять всех, кого видел в любимых картинах, так что угадывать маленькие камео безумно приятно. Они вписаны в сюжет с таким трепетом, что иногда сложно сдержать улыбку от ощущения детского праздника, когда режиссер откровенно дурачится и восхищается всеми причастными к исполинской картине. Нашлось в фильме место и фирменной работе с саундтреком. Он, подобно всей остальной картине, представляет собой нарочитый микс из вестерновых и кантри мотивов с фольклорными песнями страны восходящего солнца и звуковым оформлением японских фильмов категории «Б». Если вы хоть раз смотрели старые фильмы про боевые искусства, то звуки ударов, лязг клинков и общая звуковая картина покажется до удивления знакомой. Фильм специально наполнен архаичными эффектами и звуками, чтобы дать рождение какому-то совсем оголтелому синефильскому удовольствию.
«Убить Билла» - картина многих достоинств и секретов, скрытых на протяжении всего хронометража. Но самое важное, что это не просто кровавый боевик о мести, а самое чувственное признание в любви кино, что делал Квентин Тарантино за всю свою жизнь. Каждый филигранный кадр, цветовой акцент в пространстве вокруг героев и каждая мелодия буквально кричит о бесконечной любви к фильмам, которые смотрело до безобразия мало человек. И это делает картину фактически вневременной. Она наполнена безупречными практическими эффектами, сумасшедшей операторской работой и филигранной режиссурой. Смотреть фильм спустя 20 лет все так же захватывающе, как и в первый раз в 2003 году. Но это лишь первая часть монструозной дилогии, а о ее продолжении мы поговорим уже на следующей неделе.