Светская красавица Екатерина Петровна Строганова и её муж, проживавшие уже несколько лет во Франции, однажды посетили философа и драматурга Вольтера. Дряхлый и больной он уже редко выходил на улицу, но именно перед посещением его Строгановыми, Вольтер только что вернулся с прогулки.
Взглянув на молодую хорошенькую женщину со свежим румянцем на щеках, с весёлыми искорками в глазах, Вольтер воскликнул: "Ах, сударыня, какой прекрасный день сегодня: Я видел солнце и вас!" Встреча с философом и эта его фраза произвели на молодую особу неизгладимое впечатление, всю жизнь она помнила её, и даже будучи уже в преклонном возрасте, с удовольствием рассказывала молодёжи об этой встрече.
Екатерина Петровна родилась в 1744 году в семье действительного тайного советника, сенатора князя Петра Никитича Трубецкого и княгини Натальи Владимировны, в девичестве Хованской.
Как и многие дети из знатных богатых семейств, получила прекрасное, по тем временам, домашнее образование. Родители с удовольствием наблюдали, как их резвая весёлая девочка превращается в красавицу и умницу.
Общение с хорошенькой и остроумной собеседницей достовляло удовольствие всем, удостоенным её внимания. В 18 лет Катенька Трубецкая была пожалована во фрейлены двора. Но замуж, по меркам того времени, девушка вышла сравнительно поздно, в 25 лет. Её мужем стал князь Александр Сергеевич Строганов, старше её на 11 лет и недавно овдовевший.
История его первой женитьбы была мутной и наполнена разными слухами и домыслами. Когда молодой человек жил за границей и с вувлечением занимался своим образованием: изучал физику, химию, металлургию, посещал фабрики и заводы, углублял свои знания в области изобразительного искусства и плюс, конечно, не чужды ему были и развлечения; в это время в России решился вопрос с его женитьбой. Императрица Елизавета Петровна и канцлер граф Михаил Илларионович Воронцов прочили в жёны Александру Анну Михайловну Воронцову, единственную дочь и наследницу графа Воронцова.
Александр женитьбе не противился, т.к. хорошенькая девушка ему понравилась. Благодаря покровительству знатного и влиятельного тестя, Александр Сергеевич получил титул графа. Но начавшаяся, казалось бы счастливо, супружеская жазнь быстро обернулась взаимными упрёками, скандалами, перешедшими в открытую вражду. Большую роль в этом сыграла и смена политической обстновки в стране. Анна Михайловна, как и её отец, была сторонницей павшего императора Петра III, в то время как Строганов был приверженцем Екатерины II. В 1764 году супруги окончательно разъехались. Анна Михайловна стала называть себя по-прежнему: Воронцовой. Дело о разводе затянулось на годы и завершилось лишь в 1769 году внезапной смертью Анны.
И именно в это время развивался роман между Александром Сергеевичем и красавицей Екатериной Трубецкой. Такой исход событий вызвал в свете разные слухи, что к смерти Анны приложили руки как сам Александр, увлекавшийся химией, так и князь Пётр Никитич Трубецкой, желавший для дочери всяческого счастья.
Но императрица Екатерина II, симпатизировавшая как Строгановым, так и Трубецким, быстро пресекла ни на чём не обоснованные слухи.
После свадьбы супруги отправились путешестровать по Европе. Основным местом их пребывания стал Париж. Отношения супругов складывались гармонично и они чувствовали себя вполне счастливыми.
Обы были большими любителями и ценителями изобразительного искусства. За границей супруги приобрели ценные коллекции картин и предметы прикладного искусства. В париже родились и их дети: сын Павел в 1774 году, а через два года дочь Софья.
В 1779 году А.С. Строганов был отозван на родину, и супруги почти после десятилетнего отсутствия возвратились в Петербрг. Но на этом их семейная идилия закончилась. В Петербурге жизнь Александра Сергеевича была полна общественных дел. Он быстро продвигался по карьерной лестнице. Часто бывая за границей, собрал прекрасную коллекцию знаменитейших картин. Собранная им картинная галерея, считалась первой в Петрбурге после императорской. Александр был избран петербургским губернским предводителем дворянства. С 1800 года и до смерти (в 1811 г.) состоял президентом императорской Академии художеств и директором императорской публичной библиотеки.
Екатерина Петровна стала виновницей разрушения благополучной семьи. Но. как говорится: "Сердцу не прикажешь". Вскоре, после возвращения семьи на родину, Екатерина Петровна познакомилась с 24-летним красавцем Иваном Николаевичем Римским-Корсаковым, бывшим фоваритом Екатерины II. Совсем недавно он получил отставку, т.к. был застукан императрицей с одной из придворных дам Прасковьей Александровной Брюс.
С первой же встречи с Екатериной Петровной Строгановой молодой красавец был сражён наповал. Это был тот самый случай, о котором говорят: "Любовь с первого взгляда".
По словам Екатерины II, взятыми из её переписки, "Иван Корсаков отличался замечательной красотой и такой удивительной пропорциональностью всего тела, что его следовало бы брать, как модель, всем скульпторам, живописцам, все поэты должны воспевать красоту Римского-Корсакого". Кроме того Иван Николаевич обладал красивым голосом и прекрасно играл на скрипке.
Возможно не с первого, но со второго взгляда в сердце Екатерины Строгановой зажглось ответное чувство. Это была не интрижка, не флирт, а настоящая любовь, которой невозможно противостоять. Связь влюблённых стала очевидна и для окружающих. Римский-Корсаков был выслан в Москву. Ко всеобщему удивлению графиня Строганова последовала за ним, взяв с собой малышку дочь, а пятилетнего сына оставила с отцом.
Александр Сергеевич не стал устраивать скандал. Он подарил жене дом в Москве, имение Братцево под Москвой и немалую сумму денег. Что двигало им? Большая любовь к жене и понимание её чувств, и прощение? Или желание поскорее сгладить скандал вокруг его имени? Загадка... Бывший тесть называл его "жестокосердным", а друзья отзывались о нём, как о добрейшем и щедром человеке.
Екатерина Петровна старалась не терять связь с сыном, интересовалась его жизнью.
Отец Павла стараясь, чтобы ребёнок не понял разлада в семье, часто отправлял мальчика в путешествие по стране с его воспитателем. И действительно, Павел позднее вспоминал, что долгие годы не понимал, что родители не живут вместе.
Отношения между Екатериной Петровной и Александром Сергеевичем в дальнейшем сохранялись дружескими. Всю остальную жизнь Римский-Корсаков и Екатерина Петровна жили вместе дружно и в любви, не смотря на десятилетнюю разницу в возрасте (Иван Николаевич родился в 1754 году) и запрет им на заключение брака.
У них родились дочь Варвара и сын Василий. Есть версия, что детей было четверо, но о существовании двух других, кроме их имен Владимир и Софья, нет никаких сведений.
Дети их носили двойное отчество, поскольку брак был незаконным, и родители считались опекунами. Кроме того они получили фамилию Ладомирские. Есть легенда, что фамилию детям Римского-Корсакова дала сама Екатерина II, и её символическое значение заключалось в том, что дети рождены от бога любви Лада. По другой же более реальной версии, Иван Римский-Корсаков сам дал своим детям фамилию, принадлежавшую угасшему польскому роду, и добился дворянства и права наследовать всё имущество родителей.
Екатерина Петровна жила в Москве широко, принимала у себя высшее общество, часто посещала театр, который обожала, и с удовольствием принимала у себя заезжих певцов и музыкантов.
Поэт и мемуарист князь И.М. Долгоруков оставил об Екатерине Петровне такое воспоминание: "Женщина характера высокого и отменно любезная. Беседа её имела что-то особо заманчивое. Одарена многими прелестями природы: умна, мила, приятна, любила театр, искусство, поэзию, художества. С таким же огнём и в 70 лет была очень живого характера"
В последние годы жизни болезнь приковала её в креслу. Екатерина Петровна не могла ходить, но её активность и живость поражали окружающих. Их дом по-прежнему был гостеприимен для всех. Французская художница Виже Либрен, побывавшая в гостях у Екатерины Петровны в октябре 1800 года писала в своих воспоминаниях:
"Один из моих первых визитов был к графине Строгановой, жене моего старинного и доброго приятеля. Я увидела её высоко поднятой на какой-то качавшейся машине и не могла вообразить, как она переносит непрестанное сие движение. Но оно было необходимо для её здоровья, так как лишена она была способности ходить и двигаться, что, впрочем, ни чуть не мешало любезному её обращению. Я рассказала ей о затруднительности своего положения, и графиня сразу же отвечала, что у неё есть прелестный и ни кем не занятый дом, в котором она и просит меня остановиться. Она не желала слышать о какой-либо плате. Я решительно от всего отказалась. Видя, что все её настояния напрасны, призвала она свою изрядно красивую дочь и предложила заплатить портретом сей юной особы, на что я с удовольствием согласилась."
Благодаря мудрому решению матери и талантливой художнице, мы можем сегодня видеть, как хороша была дочь Екатерины Петровны и Ивана Николаевича, под стать своим родителям. Варвара Ладомирская покладистая и приветливая по характеру женщина вышла замуж за состоятельного помещика Смоленской губернии Ивана Дмтриевича Нарышкина и прожила с ним спокойную размеренную жизнь. В браке родилось двое детей: Зинаида и Дмитрий.
Вот только кончина Варвары Ивановны была неожиданной и трагической. Когда в доме в 1840 году случился пожар, женщине не удалось спастись. На момент гибели Варваре Ладомирской было 55 лет.
Василий Ладомирский был участником Отечественной войны 1812 года, полковник, московский уездный предводитель дворянства, унаследовал от родителей имение Братцево. Был женат на Софье Фёдоровне Гагариной, в браке у них родилось пятеро детей. Василий Ладомирский имел множество наград разных степеней и был уважаемым человеком. Скончался в 61 год.
По разному сложилась судьба детей Екатерины Петровны, рождённых в браке с Александром Сергеевичем Строгановым. Дочь София умерла молоденькой девушкой в 18 лет.
А сын Павел, первые годы живший с отцом, в итоге сблизившийся с матерью и часто бывавший у неё, сделал прекрасную военную карьеру: генерал-лейтенант, герой войн с Наполеоном, так же имел множество наград.
В счастливом браке с княжной Софьей Владимировной Галицыной родилось пятеро детей, 4 дочери и сын. Когда единственный сын Александр погиб в 19 лет в битве под Краоном во Франции в 1814 году (ему ядром оторвало голову), Павел два дня искал тело сына и поседел за одну ночь.
Екатерина Петровна скончалсь в возрасте 71 года (1815), и была похоронена в Братцевской церкви. Иван Николаевич Римский-Корсаков пережил её на 15 лет и был похоронен рядом с ней.
Видео-фрагмент по этому рассказу смотрите здесь