1990 год. Я живу и работаю в городе Нерюнгри (Якутия).
Воскресенье. Выходной. Служебный ГАЗ-24, на котором я работал, под окном двухэтажного дома, где я проживал на ул. Чурапчинская, 19.
Лето в Якутии короткое. Поэтому тёплые дни на пересчёт. Я работал в автоколонне № 5 Нерюнгринской автобазы № 5. Моим куратором, т,е. "шефом" был заместитель директора по комплектации Дирекции строительства, которая обеспечивала оборудованием строящиеся объекты, в том числе и строящийся аэропорт в посёлке Чульман. Почему я заостряю внимание на аэропорте, вы поймёте чуть позже.
Итак - воскресенье 19 августа, День Воздушного флота СССР. Во второй половине дня телефонный звонок заставил взять трубку. Диспетчер Объединения "Якутуголь" сообщил, что мне необходимо срочно прибыть к отделу милиции, т.к. объявлена тревога "ХХХ" (не помню как в то время называлась), и поступить в их распоряжение.
Приехав в Старый город (нерюнгринцы поймут), доложил дежурному по отделу, что я прибыл. В отделе стояла непонятная суета. Милицейских автомобилей у отдела не было. Через несколько минут из отдела вышли два сержанта с пятью или шестью автоматами и запасными рожками к ним. Загрузили всё это в салон и поехали в Чульман. Расстояние до аэропорта составляет примерно 45-50 километров. По времени - чуть меньше часа, в зависимости от загруженности трассы. Из разговора понял, что произошло ЧП. Тонкостей не знал, потому, что их ещё не знал никто. Только было известно, что угнали самолёт и преступники требовали их вооружить, а в заложниках были пассажиры рейса Нерюнгри (Чульман) - Якутск.
В начале поездки не хотелось верить в произошедшее потому, что года 1,5 - 2 назад участвовал в учениях, которые проходили похоже на сегодняшнюю тревогу. Только в тех учениях я был на другом автомобиле, но сценарий, примерно, такой же.
Подъехав к шлагбауму у взлётной полосы, милиционеры взяв автоматы вышли, а меня тут же отправили обратно. У котлована строящегося здания аэровокзала было огромное количество спецтехники в виде: автомобилей милиции, скорой помощи, пожарной техники. А так же легковые автомобили руководства всеразличных спецслужб и руководителей города. Я заметил, что вдалеке, у основания взлётно-посадочной полосы одиноко стоял ТУ - 154.
Через несколько дней картинка произошедшего прояснилась. Так как я был знаком с многими сотрудниками милиции и КГБ, пазл было сложить не трудно.
Осужденные Нерюнгринским судом преступники должны были отправиться по этапу в Якутск. При перевозке их из отдела милиции в Чульман, один из осужденных упросил конвой заехать к нему домой для того, чтобы взять тёплую одежду, т.к. на носу суровая якутская зима. Долго-ли, коротко-ли пришлось уговаривать, но осужденный поднялся с одним из конвоиров в квартиру, собрал необходимые вещи. После чего попросился в туалет. Конвоир с ним, соответственно в туалет не пошёл. И это была вторая ошибка. Так как у осужденного был протез на ноге, он изолентой привязал к протезу обрез, который, надо полагать, хранился в туалете.
По прибытию в аэропорт, осужденных подвезли сразу к трапу самолёта, который уже стоял с пассажирами, купившими билеты на этот рейс, и без досмотра завели в салон самолёта. В салон самолёта прошли и два конвоира, вооружённых пистолетами.
Полёт до Якутска занимает 45-50 минут. Через несколько минут после взлёта самолёта, вооружённому преступнику удалось достать обрез и, наставив его на конвоира, потребовал отдать оружие и освободить от наручников других осужденных. В салоне началась паника. Конвоиры пытались взять бразды правления в свои руки, но пассажиры настояли на том, чтобы не доводить ситуацию до критической, потребовали отдать преступникам пистолеты. Да и перестрелка в самолёте на высоте к хорошему бы не привела.
Преступники потребовали вернуться в пункт вылета, что и было сделано. Приземлившись в аэропорту Чульман, преступники потребовали автоматы (которые я и привозил из отдела милиции), парашюты и нескольких заключённых, которые оставались в Нерюнгринском отделе милиции. После переговоров, преступникам было разъяснено, что прыгать с парашютом из ТУ-154 невозможно, т.к. сразу засосёт в турбину двигателя. Парашюты были отменены. Двух осужденных привезли к самолёту, но один из них отказался участвовать в этой авантюре. Доставленные автоматы проверялись стрельбой в воздух из открытой двери прямо на взлётной полосе. После чего самолёт взлетел с пассажирами - заложниками на борту и взял курс на ...
Куда лететь? Плана у преступников не было, поэтому потребовали лететь куда - нибудь за границу. Но тут же им было сообщено, что у командира нет допуска для полёта за границу, да и топлива не хватит.
Т.к. при небольшой длительности первоначально запланированного полёта до Якутска, на самолёте не было предусмотрено питание. Но "беглецы" подготовились основательно, и пассажиров - заложников подкармливали из припасённых харчей, которые доставались из рюкзаков.
Было принято решение лететь в Ташкент. Там была посадка, заправка и смена командира экипажа, у которого был допуск полёта за границу.
Что происходило далее можно узнать из всезнающего Интернета. Для пассажиров этот полёт прошёл "удачно". Некоторые пассажиры, в дальнейшем, вспоминали и шутили, что побывали за границей без загранпаспортов и без виз.
А произошло это ровно 35 лет назад в День воздушного флота СССР - 19 августа 1990 года.