Владимир Марказен возглавляет старейший авиаклуб Санкт-Петербурга. Он согласился побеседовать с нами.
— Владимир Залманович, расскажите о клубе. С чего все началось?
— Наш клуб — один из старейших, не старейший. Нас мало осталось. Все началось в далеком 1978 году. Тогда мы с товарищами создали клуб сверхлегкой авиации (СЛА) под названием «Грач». Дельталеты, дельтапланы и много чего еще. Мы работали в центре научно-технического творчества. Занимались производством и ремонтом СЛА. В 1989 я из клуба ушел, а еще некоторое время спустя появился клуб «Полет», который потом превратился в клуб «Арго» и существует до сих пор. Вот такая цепочка. Многие люди из нашего.
С будущим инвестором клуба я встретился на льду Финского залива 20 лет назад, прокатил его на дельталете. Ему понравилось настолько, что он предложил открыть собственный авиаклуб, меня сделал директором. Мы долго искали место. В итоге разместились в Гостилицах.
— А на дельталете можно в любое время года летать?
— Конечно. Все зависит от вашего здоровья. Если вы склонны к простудам, то, наверное, не стоит.
— Что с авиаклубом сейчас?
— Спустя двадцать с лишним лет, конечно, произошел ряд изменений... Какие-то люди покинули этот мир, что повлияло на многие события сегодня. Возможно, нам придется уйти из Гостиниц, часть авиаклуба уже переехала в Сельцо.
— А какие достижения у клуба? Может, победы в соревнованиях?
— Как-то раз я занял второе место в перелете Пушкин — Старая Русса (на дельталете) получил кандидата в мастера спорта. Наша девушка-пилот Екатерина Паршукова несколько раз занимала почетные места на различных соревнованиях. Мы особо не принимали участия в соревнованиях. Нам больше нравилось заниматься техническим творчеством и обучением. Мне соревнования всегда не нравились. В них есть какая-то лживость, всегда есть заинтересованные лица.
— Ваши знакомые рассказывают, что пока все пытаются проснуться, вы уже переделали все дела и намотали несколько кругом вокруг аэродрома...
— Кто говорит? Они просто долго спят! А вообще, у меня немного времени осталось, надо двигаться быстрее. Помните, как в «Алисе в стране чудес»? «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
— Но в детстве всегда кажется, что день длится долго...
— Когда ты маленький, день кажется вообще бесконечным. Ребенок все делает в первый раз, открывает этот мир в первый раз. Наше индивидуальное время связано с собственными восприятием. Чем больше впечатлений загружается в наш мозг, тем медленнее идет время. А с возрастом впечатлений все меньше. Или их вообще нет. А мне уже за семьдесят. Многие вещи делаешь не замечая, ты в какой-то рутине... А потом — раз! — и день прошел. Моргнул — еще один день улетел. С возрастом время очень быстро уходит.
Вы помните свой первый полет?
— Конечно. Мне было лет 27. Первый полет на дельтаплане. Это было незабываемо. Солнце. Тишина.
Это было еще до «Грачей» в Юкках. А вообще дельтаплан привез в нашу страну в далёком 1974 директор Института физики Земли, в то время он такой плейбой был, все девчонки за ним бегали! И пошло.
— С тех пор не разлюбили небо?
— Как я могу разлюбить небо? Невозможно. Это становится частью тебя. Это как разлюбить правую ногу.
— А ваши родители тоже летали?
— Нет. Мои родители не увлекались спортом. Ничего спортивного. Мама вообще ненавидела спорт еще со школы. А папа им просто не занимался. Мама была против моих полетов. А папа как-то сказал: «Наконец-то этот ленивец начал чем-то интересоваться, слава Богу». И так я начал активно летать. А потом... упал на соревнованиях. Дельтаплан разбился, я — целый.
— На каком самом необычном летательном средстве вы летали?
— Это летательный аппарат, удачно совмещающий в себе недостатки самолета и вертолета. Мы его называем Автожир, хотя правильно Автогир. И еще дирижабль! На дирижабле я летал в Финляндии.
— Наверняка вам на все праздники друзья и знакомые дарят самолетики. Нет?
— Как ни странно, но нет. Самолетики всего несколько раз дарили. Сертификаты дарили, ужин, картину...
— Какая мечта у вас была в детстве? Может, стать космонавтом?
— У меня никогда не было мечты. И в космос я не мечтал попасть. В детстве я много болел ангинами. Очень много. Я знал, что меня по здоровью в космонавты не возьмут.
— Даже самый красивый автомобиль заполучить не мечтали?
— И об этом я не мечтал. Это не мечта. Что же такое мечта, спросите вы... Знаете, когда в авиации ты идешь на посадку, твой взгляд направляется в определенную точку на земле. И если в самом конце ты не перенесешь планированный взгляд вперед в поисках новой цели, ты разобьешься. Поэтому самое ужасное, что может произойти с человеком, это совершение его мечты. Не надо мечтать. Надо иметь цель и добиваться целей. Обстановка меняется, цели меняются. Вот захотел дельтаплан, взял и пошил его сам...
— То есть вы сами шили дельтапланы?
— Да. Когда женился, я даже создал пошив парусов. Работников нанял. А потом рынок кончился... Сейчас это никому не нужно. Мы живем в мире готовых вещей. То есть не надо ничего создавать. Вот в советское время все были изобретателями. А теперь зачем? Все создано.
— Почему именно к вам приходят ученики? Что всех их объединяет?
— Даже не знаю. Объединяет, наверное, только то, что они все пришли. Кто-то именно ко мне, потому что я им понравился, кому-то клуб наш понравился. Вообще, клуб спасает от одиночества. Ну, лично меня.
— Какое качество вам подарило небо?
— Полет относится к той деятельности человека, где ошибки наказываются сразу. Конечно, совсем не ошибаться невозможно. Но всегда за ошибки приходится платить. Как и в жизни. Только в небе расплата приходит мгновенно.
— Вы много в жизни путешествовали?
— Не скажу, что много. В Китае, например, был. Но давно, в 1991 году. Летал в Шанхае на дельталете. Разобрал и привез его с собой в багаже. Страна меня очень поразила! Понятно, что сейчас все изменилось, понастроили многоуровневые дороги и небоскребы... Но меня поразило другое — там нет бездельников, все люди работают.
— А как вы любите отдыхать?
— Если честно, я ничего, кроме как работать, не умею.
И отдыхать не умею. Я просто не знаю, что это такое. Вот для моего папы отдых — это поехать в Крым, валяться там на пляже и читать книжки. А мама завидовала папе, потому что тоже, как и я, не умела отдыхать. В общем, с годами я так и не научился этому ремеслу.
— Как поддерживать себя в хорошей физической форме?
— После того, как мне массажист сказала, что я теряю мышцы и с позвоночником могут возникнуть проблемы, я стал регулярно ходить в зал. Делаю зарядку по утрам. Тягаю гантельки. В общем, радуюсь жизни!