Найти в Дзене

«Убери эту женщину с глаз долой!»: Как королевский сынок отомстил «мачехе», которая 26 лет была верна его отцу

Знаете, друзья мои, что больше всего не любят королевские наследники? Правильно, возлюбленных папаши. Особенно тех, которые 26 лет верно служили старику и фактически заменяли ему жену. А если эта фаворитка еще и влияла на воспитание самого наследника, то тут уж обида на всю жизнь обеспечена. Именно такая история произошла с графиней Вильгельминой фон Лихтенау, женщиной, которая в одночасье потеряла состояние в 170 тысяч фунтов стерлингов только за то, что слишком хорошо ухаживала за угасающим королём. А ведь друзья ее предупреждали... Дело было так. В 1796 году Вильгельмина наслаждалась солнечной Италией, когда получила срочное послание из Берлина. Один высокопоставленный чиновник писал ей, что «только присутствие графини Лихтенау может спасти короля, который страстно желает ее видеть». Надо сказать, что у Вильгельмины были все основания для беспокойства. Ее возлюбленный, прусский король Фридрих Вильгельм II, и без того не отличался крепким здоровьем, а тут еще и тяжело заболел. Виль
Оглавление

Знаете, друзья мои, что больше всего не любят королевские наследники? Правильно, возлюбленных папаши. Особенно тех, которые 26 лет верно служили старику и фактически заменяли ему жену. А если эта фаворитка еще и влияла на воспитание самого наследника, то тут уж обида на всю жизнь обеспечена.

Именно такая история произошла с графиней Вильгельминой фон Лихтенау, женщиной, которая в одночасье потеряла состояние в 170 тысяч фунтов стерлингов только за то, что слишком хорошо ухаживала за угасающим королём.

А ведь друзья ее предупреждали...

Изображение от автора для иллюстрации
Изображение от автора для иллюстрации

«Верная сиделка»

Дело было так. В 1796 году Вильгельмина наслаждалась солнечной Италией, когда получила срочное послание из Берлина. Один высокопоставленный чиновник писал ей, что «только присутствие графини Лихтенау может спасти короля, который страстно желает ее видеть».

Надо сказать, что у Вильгельмины были все основания для беспокойства. Ее возлюбленный, прусский король Фридрих Вильгельм II, и без того не отличался крепким здоровьем, а тут еще и тяжело заболел.

Вильгельмина познакомилась с будущим королем Пруссии еще в 1764 году, когда тот был кронпринцем. Дедушка, старый Фридрих Великий, даже одобрял эту связь. Мол, лучше пусть внук развлекается с одной проверенной особой, чем крутит любовь с заезжими иностранками.

В 1769 году Вильгельмина официально стала фавориткой будущего короля. А когда в 1786 году тот взошел на трон, она автоматически превратилась в самую влиятельную женщину Пруссии. Более того, именно под ее влиянием маленького принца Фридриха Вильгельма «сплавили» к воспитателям в поместье Парец. Как водится, для его же блага.

Мальчик, естественно, этого никогда не забыл.

Но в 1796 году Вильгельмина обо всем этом не думала. Она мчалась в Берлин спасать любимого. По приезде графиня обнаружила короля в тяжелом состоянии, но при виде своей «верной спутницы» тот сразу же пошел на поправку.

Следующие восемнадцать месяцев Вильгельмина была идеальной сиделкой. Она устраивала спектакли прямо в королевской спальне, следила, чтобы повара готовили любимые блюда больного, читала ему интересные книги, приглашала остроумных собеседников. Король без нее впадал в истерику и наотрез отказывался принимать лекарства.

Придворные в один голос утверждали, что именно она продлила жизнь монарху.

А друзья графини тем временем шептали ей: «Вильгельмина, ты что, с ума сошла? Бери свои драгоценности на 50 тысяч крон, векселя Английского банка на 120 тысяч фунтов и убирайся подальше! Принц тебя ненавидит, и если король оставит этот мир...»

Но Вильгельмина никого не слушала. «Я хочу быть рядом с ним до последнего дыхания», — отвечала она. — «Только потом буду думать о своих делах».

И вот однажды, когда Вильгельмина, измученная бессонными ночами у постели больного, упала в обморок, придворные врачи посоветовали ей пойти домой и отдохнуть. Пообещали, что если состояние короля изменится, сразу же пришлют за ней.

Когда графиня подошла попрощаться к кронпринцу, тот крикнул: «Убери эту женщину с моих глаз!»

Это было дурным знаком.

Хуже того, принц приказал не извещать Вильгельмину о том, что отцу стало хуже. Так что король Фридрих Вильгельм II «отошел в мир иной» 16 ноября 1797 года в полном одиночестве. Без руки любимой женщины в своей ладони.

Вильгельмина фон Лихтенау
Вильгельмина фон Лихтенау

«Первые приказы нового короля: зачистка от "наследия папаши"»

А дальше началось самое интересное.

Новый король Фридрих Вильгельм III, как водится, сразу же показал, «кто в доме хозяин». И первым делом решил навести порядок с «моральным разложением» отцовского двора.

Надо понимать психологию этого человека. С детства его возмущало, что из-за папашиной фаворитки его «сплавили» к воспитателям. Мальчик рос «меланхоличным ребенком», застенчивым и нерешительным. При этом он был крайне набожным протестантом и всю отцовскую «неморальность» воспринимал как личное оскорбление.

Еще при жизни отца принц женился на прекрасной Луизе Мекленбург-Стрелицкой и жил с ней образцовой семейной жизнью. Никаких других дам, никаких скандалов. А тут у него на глазах отец развлекается с Вильгельминой, потом еще с двумя официальными «морганатическими женами», плодит внебрачных детей направо и налево...

В общем, когда пришло время расплаты, молодой король оторвался по полной.

В доме Вильгельмины появились правительственные агенты с обыском. Они искали «государственные бумаги», а нашли романтические стихи, песенки и любовные письма. Впрочем, это их нисколько не смутило.

Графиню обвинили в краже драгоценностей. В частности, ей инкриминировали кражу колец с пальцев умирающего короля, а также большого бриллианта под названием «Солитер».

На это Вильгельмина спокойно ответила, что кольца лежат в шкафчике королевской спальни, а «Солитер» там же. Она сняла кольца с опухших пальцев короля, когда мыла ему руки, а потом не решилась надевать обратно, чтобы не причинить боль.

Но кого интересовали такие мелочи?

Через три дня после похорон короля графиню посадили под домашний арест.

Шесть недель Вильгельмина просидела одна в заколоченном доме, оплакивая потерянного друга. Лишь потом комиссия по расследованию ее «преступлений» разрешила ей двухчасовые прогулки. Когда графиня проходила мимо дворца, где угас ее возлюбленный, она разрыдалась.

Друзья исчезли в одночасье. Никто не смел навестить «опальную фаворитку». Даже собственные слуги начали грубо с ней обращаться, понимая, что теперь она никого не сможет наказать.

В конце концов Вильгельмина провела под арестом три месяца. И вот однажды вечером к ней пришел королевский посланник с вердиктом.

Фридрих Вильгельм III
Фридрих Вильгельм III

«Торг с дьяволом»

Решение молодого короля было «соломоновым». Графине разрешалось оставить себе мебель и драгоценности, которые подарил ей покойный король. Ей даже назначили пенсию в 4 тысячи талеров в год.

Но! Берлинский дворец, загородное поместье и дворец Лихтенау она меняла на... крепость в Силезии. Фактически на тюрьму.

«Без единой слезы», как писали современники, Вильгельмина собрала чемоданы и отправилась в ссылку.

Правда, у нее нашлись влиятельные заступники. Итальянский поэт Филистри регулярно напоминал королю, как плохо выглядела расправа Людовика XVI над мадам Дюбарри. Он также «обрабатывал» вдовствующую королеву, молодую королеву, принцев и министров.

Через два месяца Вильгельмину освободили из крепости. А несколько лет спустя за нее неожиданно заступился... Наполеон!

Да-да, тот самый Наполеон, который в 1806 году разгромил Пруссию в пух и прах. Когда французский император в 1811 году посетил Берлин, он поинтересовался судьбой бывшей фаворитки. Узнав, что она живет в нищете, Наполеон принудил Фридриха Вильгельма III вернуть ей часть конфискованного состояния.

Вот так бывает: родной «пасынок», которого она двадцать лет фактически воспитывала, выгнал ее на улицу. А завоеватель проявил человечность.

Но самое удивительное в этой истории произошло потом.

В 1802 году, в возрасте 49 лет, Вильгельмина... влюбилась! И вышла замуж за 23-летнего театрального драматурга Франца Игнатия фон Гольбейна, который выступал под псевдонимом «Фонтано».

Немолодая уже графиня и молоденький актер! Свадьбу сыграли в Бреславле (нынешний Вроцлав), и четыре года молодожены были счастливы.

В 1806 году брак распался. Может, молодому мужу надоела немолодая жена, а может, деньги у графини кончились. В общем, каждый пошел своей дорогой.

Последние годы Вильгельмина провела в Париже, где и умерла в 1820 году в полной безвестности. Ей было 66 лет.

Вильгельмина фон Лихтенау
Вильгельмина фон Лихтенау

«Любовь королей вещь временная, а счета вечные...»

В общем, друзья мои, мораль истории довольно простая: был у тебя влиятельный покровитель, ты королева, помер покровитель, добро пожаловать в суровую реальность.

Что характерно: за Вильгельмину заступился не родной «пасынок», которого она практически вырастила, а Наполеон, человек, который Пруссию в пух и прах разгромил! Видимо, великий полководец лучше понимал, что такое благодарность, чем «благочестивый» прусский король.

А вообще, если посмотреть трезво, у графини Лихтенау была не самая плохая судьба. Двадцать шесть лет она жила во дворце на всем готовом, еще двадцать три года как-то перебивалась, даже умудрилась в зрелом возрасте влюбиться в симпатичного молодого человека.

Многие наши современники, уверен, и на такое бы согласились.

Слушайте, а может, Вильгельмина и сама все правильно рассчитала? Ведь если бы она послушалась друзей и сбежала в 1796 году с деньгами, то прожила бы остаток жизни богатой, но скучной вдовой. А так у нее была красивая история верности, драматичная месть, заступничество императора и поздняя любовь.

Не всем такое выпадает, что ни говори.