Найти в Дзене
Михаил Титов

Паоло Нори. Невероятная жизнь Федора Михайловича Достоевского. Все еще кровоточит.

В качестве полноценной биографии Достоевского эту книгу итальянского писателя и переводчика Паоло Нори воспринимать ни в коем случае нельзя. Это скорее набор занимательных фактов из жизни ФМ, а еще Гоголя, Тургенева, Белинского, прочих представителей русской литературы и... самого Нори. Или точнее - рассказ о том, как Достоевский пришел в жизнь итальянца, как повлиял на нее, какими поступками и героями удивил. Своего рода признание в любви к ФМ. Читал не без интереса, так как многое совершенно позабылось. Например, конкретика приговора, вынесенного Достоевскому и другим участникам кружка Петрашевского. Помнилось мне, что там было нечто революционное, как минимум, практическая подготовка восстания, а на самом деле к "смертной казни расстрелянием" Федор Михайлович, как и другие петрашевцы, был приговорен за разговоры и "за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского". Далее более или менее памятно: эшафот, помилование в последний момен

В качестве полноценной биографии Достоевского эту книгу итальянского писателя и переводчика Паоло Нори воспринимать ни в коем случае нельзя. Это скорее набор занимательных фактов из жизни ФМ, а еще Гоголя, Тургенева, Белинского, прочих представителей русской литературы и... самого Нори. Или точнее - рассказ о том, как Достоевский пришел в жизнь итальянца, как повлиял на нее, какими поступками и героями удивил. Своего рода признание в любви к ФМ.

Читал не без интереса, так как многое совершенно позабылось. Например, конкретика приговора, вынесенного Достоевскому и другим участникам кружка Петрашевского. Помнилось мне, что там было нечто революционное, как минимум, практическая подготовка восстания, а на самом деле к "смертной казни расстрелянием" Федор Михайлович, как и другие петрашевцы, был приговорен за разговоры и "за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского". Далее более или менее памятно: эшафот, помилование в последний момент, каторга и ссылка.

«Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Бориса Покровского, 1849 год
«Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Бориса Покровского, 1849 год

Напомню тем, кто, как и я забыл, в чем там соль.

В 1847 году Достоевский начинает посещать «пятницы» дворянина, переводчика и социалиста Михаила Петрашевского, где много говорят о текущем - о крепостном праве, о реформе суда, о цензуре, и о будущем - как бы построить счастливую Россию без всего вот этого, а на основе книжек французских утопистов. По отчету внедрённого в кружок агента, Петрашевский «собирал у себя в известные дни знакомых ему учителей, литераторов, студентов и вообще лиц разных сословий и постоянно возбуждал суждения, клонившиеся к осуждению существующего в России государственного управления».

Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821-1866)
Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821-1866)

Самым страшным, по мнению власти, оказалось хождение меж участниками кружка запрещенного письма Белинского к Гоголю (оно, кстати, было под запретом до 1914 года).

Чем же это письмо так было страшно?

В 1847 году Гоголь печатает (не без цензурных правок) "Выбранные места из переписки с друзьями", где были собраны письма писателя разных лет. Многие не узнают в этом труде автора "Ревизора" и "Мертвых душ": Николай Васильевич оправдывает все, что порицалось тогда "прогрессивной" общественностью.

-4

Приведу всего две цитаты:

"Возьмись за дело помещика как следует за него взяться в настоящем и законном смысле. Собери прежде всего мужиков и объясни им, что такое ты и что такое они. Что помещик ты над ними не потому, чтобы тебе хотелось повелевать и быть помещиком, но потому что ты уже есть помещик, что ты родился помещиком, что взыщет с тебя Бог, если б ты променял это званье на другое, потому что всяк должен служить Богу на своем месте, а не на чужом, равно как и они также, родясь под властью, должны покоряться той самой власти, под которою родились, потому что нет власти, которая бы не была от Бога".

"Большая часть взяток, несправедливостей по службе и тому подобного, в чем обвиняют наших чиновников и нечиновников всех классов, произошла или от расточительности их жен, которые так жадничают блистать в свете большом и малом и требуют на то денег от мужей или же от пустоты их домашней жизни, преданной каким-то идеальным мечтам, а не существу их обязанностей, которые в несколько раз прекрасней и возвышенней всяких мечтаний".

И еще много о религиозности русского народа и особой роли Церкви.

-5
-6

Белинский, который в это время лечит чахотку за границей, начитавшись гоголевских писем, не может молчать и со всей страстью набрасывается на Гоголя.

Письмо Н. В. Гоголю 15 июля 1847 г. (Белинский) — Викитека

"...Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть".

Вот это письмо Белинского и становится формальным поводом для обвинения петрашевцев.

-7


В 1849 году Петрашевский и несколько десятков связанных с ним человек были арестованы. 21 из них, включая Достоевского, приговорили к смертной казни.
Ну а далее хрестоматийное: 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу произошла инсценировка смертной казни. Один из приговорённых, Николай Григорьев, сошёл с ума. В последний момент приговор отменили и поменяли. Достоевский за свое "недоносительство" получает 4 года каторги в Сибири с последующей военной службой рядовым.
Под полицейским надзором Достоевский будет оставаться до 1875 года.

Паоло Нори
Паоло Нори

Для справки

Паоло Нори (Paolo Nori) — итальянский писатель и переводчик, специалист по русской литературе. Родился 20 мая 1963 года в Парме, Италия. 

По первому образованию — экономист, затем окончил кафедру русского языка и литературы Университета Пармы (диплом по поэзии Велимира Хлебникова). 

Автор многих романов, эссе и статей. Занимался подготовкой к публикации и переводил русских писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского.