Праздник Преображения Господня у нас называют «Яблочным Спасом». В этот день люди идут в храм, чтобы освятить яблоки, виноград и другие фрукты. Но это название совсем не отражает смысл церковного праздника. Оно просто связано с тем, что в это время поспевают яблоки.
Проблема в том, что слово «Спас» здесь используется неправильно.
Спас – это сокращение от «Спаситель», и праздник Преображения посвящён событию из жизни Иисуса Христа.
Называя Преображение Господне Яблочным Спасом, мы как бы говорим, что Иисус – это «яблочный Спаситель». Звучит глупо и даже немного кощунственно.
Но такие ошибки встречаются часто. Например, есть ещё Медовый Спас и Ореховый Спас. А Успенский пост, на который выпадает два из этих «Спасов», вообще называют «Спасовкой».
Конечно, яблоки тут ни при чём.
В Евангелии от Матфея рассказывается, как Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору и преобразился перед ними. Его лицо засияло, как солнце, а одежда стала белой, как свет. Тогда появились Моисей и Илия и начали разговаривать с Иисусом.
Пётр предложил построить три шалаша – один для Иисуса, один для Моисея и один для Илии. Вдруг появилось светлое облако, и раздался голос: «Это Мой любимый Сын, слушайте его». Ученики испугались и упали на землю. Но Иисус успокоил их и сказал, что больше они никого не увидят, кроме него.
Когда они спускались с горы, Иисус велел никому не рассказывать об этом, пока он не воскреснет из мёртвых..: "доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых" (Мф.17:1-9).
Когда Иисус говорил о скором конце, апостолы поняли, что Он не просто земной царь, как они думали, а Сын Божий.
За несколько дней до этого они уже называли Его Христом, Сыном Бога (Мф. 16:16), но теперь это стало очевидно всем. Иисус говорил о своей смерти, но она не имела над Ним власти, потому что Он собирался воскреснуть. Это было похоже на слова двух великих пророков – Моисея и Илии, которые появились с Ним и говорили о Его уходе (Лк. 9:31).
В Евангелии нет ничего про яблоки или другие фрукты в этот день.
Но откуда же появилась традиция приносить яблоки в храм?
Приносить Богу часть своих плодов – это очень старая традиция. Каин и Авель, сыновья Адама, первыми принесли дары Богу: Каин – от урожая, а Авель – от своих овец (Быт. 4:2-4). До того как был построен первый храм и даны законы Моисеем, люди приносили жертвы Богу по разным поводам. Ной принес жертву после потопа, Моисей и его тесть Иофор тоже приносили жертвы (Исх. 17:15, 18:12).
Когда евреи построили скинию – временный храм, который они носили с собой в пустыне, Бог установил священство (Исх. 28:1) и жертвы стали приносить регулярно – каждый день.
Законы предписывали приносить разные жертвы по разным поводам, включая очищение от грехов. Три раза в год – на Пасху, Пятидесятницу и праздник кущей – весь народ должен был приходить в храм и приносить свои жертвы (Исх. 23:14-17).
На праздник опресноков, который длится семь дней и включает разные жертвоприношения, нужно приносить в храм первый сноп поспевшего ячменя. Это написано в Библии: «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать ячмень, принесите первый сноп к священнику. Он вознесет его пред Господом, чтобы вы получили благословение. На следующий день праздника священник снова вознесет этот сноп» (Лев.23:10-11).
Когда христианство стало популярным, некоторые языческие праздники стали христианскими. Христиане, как и язычники, занимались земледелием и скотоводством, поэтому они тоже просили Бога о помощи. Церковь не стала менять все традиции, и так появилась традиция освящать новый урожай на праздник Преображения Господня.
Интересно, что Преображение Иисуса Христа на горе Фавор не происходило летом, но этот праздник начали отмечать в августе позже.
Связь между Преображением, Страстями и Воскресением.
Если посмотреть на Евангелие, то можно увидеть связь между Преображением, Страстями и Воскресением.
В последний год своего служения Иисус говорил ученикам, что ему предстоит много страдать, умереть и воскреснуть на третий день. Это их очень расстроило. Иисус, чтобы их поддержать, пообещал, что некоторые из них увидят его славу до своей смерти.
И потом произошло Преображение, которое укрепило веру апостолов и дало им силы перед предстоящими страданиями Иисуса. В Преображении также видно, что Моисей и Илия говорили о том, что Иисус должен умереть в Иерусалиме.
Праздник Преображения Господня перенесли с зимы на лето, потому что он совпадал с Великим постом. В это время люди постятся и каются, и церковь решила, что праздник должен быть в другое время.
Теперь его отмечают 19 августа, за 40 дней до Воздвижения Креста Господня — когда вспоминают страдания Иисуса на кресте. Так праздник стал постоянным и всегда проходит в один и тот же день.
В этот день в церкви освящают плоды нового урожая. Есть две молитвы для этого: одна общая, для всех плодов, и вторая, специальная для Преображения.
Общая молитва звучит так:
«Господи, ты велел нам приносить тебе первые плоды, и ты даруешь нам за это вечные блага. Прими наши плоды, раб твой [имя] приносит их тебе. Дай ему много добра и всего полезного. Пусть твое имя прославится, а твое царство будет вечно. Аминь».
Эта молитва — благодарность Богу за урожай. Часть плодов оставляли в церкви, а часть приносили люди, которые их вырастили. Важно помнить, что молитва — это просьба о благословении для тех, кто приносит плоды. Поэтому логично молиться там, где эти плоды растут.
Молитва для Преображения звучит так:
«Господи, ты дал нам плоды, которые ты создал. Благослови эти плоды своим словом. Мы просим тебя, через твоего сына Иисуса Христа и святого духа, благословить нас, которые едят эти плоды. Сделай нас участниками истинного винограда, храни нашу жизнь невредимой и даруй нам мир. Пусть твои дары украшают нашу жизнь. Молимся тебе через Богородицу и всех святых, потому что ты — добрый и любящий Бог. Аминь».
Главное в празднике Преображения — не благословение плодов, а его духовный смысл. Самое важное — причаститься и разделить радость с другими верующими.
А благословение плодов можно получить после литургии.
Слово «Спас» означает «Спаситель». Праздник Преображения — Господский, он посвящен событию из жизни Иисуса Христа.
Не стоит думать, что это просто «яблочный Спас».
Отдавайте Богу Божие, а яблочному спасу - плоды...
Преображение Господа Иисуса Христа — это праздник радости, который нужно беречь, несмотря на трудности.
Преображение — это не только событие из Библии, но и путь каждого верующего, способного изменить себя, следуя заповедям. Это праздник тех, кто готов отказаться от земных благ ради высшей радости, которая доступна уже здесь и сейчас.
МОЛИТВА
" Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь."
БЛАГОДАРИМ БОГА ЗА ВСЁ...
Друзья, если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста, поставьте лайк. Будьте добры.
На моём канале вы можете послушать церковные песнопения, заходите по ссылке: https://dzen.ru/suite/30a2a13f-615a-4569-815b-47dd1a1529a1
Оставляйте комментарии и пишите, что вас интересует..
Все статьи канала здесь - Православный чтец.
Жмите на канал и колокольчик, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.