Найти в Дзене

Театр времен Шекспира: как смотрели спектакли в елизаветинскую и яковианскую эпоху.

Золотой век английского театра.
Период правления Елизаветы I (1558-1603) и ее преемника Якова I (1603-1625) стал подлинным золотым веком английского театра. В это время творил Уильям Шекспир, а театральное искусство переживало небывалый расцвет. Театры той эпохи кардинально отличались от современных, но именно они заложили фундамент европейского театрального искусства. Особенности театральных зданий.
Публичные театры (такие как знаменитый «Глобус», где ставились пьесы Шекспира, а также «Роза», «Лебедь», «Фортуна» и другие) представляли собой открытые амфитеатры круглой или многоугольной формы. Здания строились из дерева, крыша покрывала только сцену и окружающие ее галереи для зрителей. Центром всего была выдающаяся в зал сцена, окруженная публикой с трех сторон. Над сценой находилась расписная крыша («небеса»), под ней – люк для эффектных появлений актеров. В полу сцены был люк («адская дверь»), а за сценой располагалось помещение для переодевания актеров («тиринг-хаус»), фасад которо
Уильям Шекспир
Уильям Шекспир

Золотой век английского театра.
Период правления Елизаветы I (1558-1603) и ее преемника Якова I (1603-1625) стал подлинным золотым веком английского театра. В это время творил Уильям Шекспир, а театральное искусство переживало небывалый расцвет. Театры той эпохи кардинально отличались от современных, но именно они заложили фундамент европейского театрального искусства.

Театр "Глобус" - Лондон.
Театр "Глобус" - Лондон.

Особенности театральных зданий.
Публичные театры (такие как знаменитый «Глобус», где ставились пьесы Шекспира, а также «Роза», «Лебедь», «Фортуна» и другие) представляли собой открытые амфитеатры круглой или многоугольной формы. Здания строились из дерева, крыша покрывала только сцену и окружающие ее галереи для зрителей. Центром всего была выдающаяся в зал сцена, окруженная публикой с трех сторон. Над сценой находилась расписная крыша («небеса»), под ней – люк для эффектных появлений актеров. В полу сцены был люк («адская дверь»), а за сценой располагалось помещение для переодевания актеров («тиринг-хаус»), фасад которого с дверями и балконом также использовался в спектаклях.

Зрители и их поведение.
Публика была невероятно пестрой – от городской бедноты до знатных аристократов. Самые бедные зрители (часто называемые грандлингами или «стоячими за пенни») толпились в «яме» – открытом пространстве перед сценой, стоя на ногах. Более состоятельные занимали сидячие места в галереях, а самые знатные и богатые могли сидеть на самой сцене или в специальных ложах по бокам. Атмосфера на представлениях была шумной и демократичной: зрители живо реагировали на действие, громко комментировали происходящее, аплодировали, освистывали не понравившуюся игру или даже бросали на сцену объедки.

Особенности постановок.
Театральные представления имели свои яркие отличительные черты:
Минимум декораций: Сложных задников и сменяемых панорам не было. Место действия обозначалось простейшими элементами (трон, кровать, деревцо) и, главным образом, описывалось в тексте пьесы самими персонажами. Основную визуальную нагрузку несли яркие, часто роскошные костюмы современного покроя.
Мужчины в женских ролях: Все женские роли исполнялись мужчинами или мальчиками-подростками, так как женщинам было запрещено выступать на профессиональной сцене.
Дневные спектакли в публичных театрах: Представления в открытых театрах шли при естественном освещении и начинались обычно после полудня (около 14-15 часов). Однако в закрытых частных театрах (вроде Блэкфрайарс), куда вход был дороже, использовалось искусственное освещение (свечи), и спектакли могли идти вечером.
 Важная роль музыки и танца: Музыкальное сопровождение (лютни, трубы, барабаны) и танцы (включая комические интермедии-джиги) были обязательной и неотъемлемой частью любого представления.
 Динамичное действие: Отсутствие занавеса и сложных декораций позволяло делать почти мгновенные переходы между сценами. Действие текло быстро и непрерывно, часто на условно пустой сцене.

Закат эпохи.
Расцвет публичного театра длился около 50 лет. В 1642 году, в разгар Английской гражданской войны, пуритане, захватившие власть в Парламенте, закрыли все театры Англии, объявив их безнравственными и не соответствующими суровым временам. Запрет действовал до 1660 года. Оригинальные деревянные здания театров не сохранились: они сгорели, были снесены или разрушены во время войны. Однако бесценное наследие той эпохи живет в пьесах Шекспира, Марло, Джонсона и других драматургов. Современные реконструкции, такие как Шекспировский театр «Глобус» в Лондоне, построенный на основе археологических данных и исследований, позволяют нам представить, как выглядели и функционировали те сцены.

Влияние елизаветинского и яковианского театра на мировое искусство невозможно переоценить. Именно тогда были заложены многие традиции драматургии и сценического воплощения, которые остаются актуальными и по сей день.