Найти в Дзене

Итальянское Возрождение (краткий обзор).

Эпоха Возрождения в Италии. (фото из открытых источников)
Эпоха Возрождения в Италии. (фото из открытых источников)

“Если и называть какой-либо век золотым, так им должно считать без сомнения тот, в котором талант проявляет себя во всем многообразии. Ибо это столетие подобно “золотому веку” вывело из тьмы к свету свободные искусства, дотоле почти угасшие, искусства грамматики, поэзии, риторики, живописи, скульптуры, архитектуры и пения по канонам древних” (Марсилио Фичино, 1492).

И принял Бог человека и сказал: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь» (“О достоинстве Человека” Джованни Пико делла Мирандола).

Период Ренессанса (Возрождения) в Италии – это одно из величайших движений человеческой мысли и культуры в Европе, ознаменовавшее переход от средневекового общества к Новому времени. Возрождение явилось светским направлением, в том время как в сфере церкви новые веяния дала Реформация (протестантизм). Родина европейского Возрождения – Это Италия, но сам этот культурный феномен распространялся прежде всего в элитарных слоях общества того времени. Отличительной чертой культуры итальянского Возрождения явилось осмысление и углубление личных индивидуальных поисков (изысканий) человека как творца культурных достижений.

Базисом этого интеллектуального поиска и чувственного порыва явилось античное наследие древней Греции и древней Италии. Это феноменальное явление в истории человечества прежде всего охватило почти всю средневековую Италию, зародившись на питательной почве и под благодатным небом Тосканы - во Флоренции.

Термин “Возрождение” впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1513 – 1574) в своем трактате “Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”. Он имел в виду возрождение интереса к античности, тогда уже европейской классике (по тем временам) после мрачного средневековья. Впоследствии (с XVIII в.) Возрождение трактовалось как время (век) гуманистов, а вот живший в XIX в. французский историк Жюль Мишле подобрал термин, который получил название Ренессанс (то есть Возрождение на французском языке). А на итальянском языке звучит как Ринашименто.

Но сами истоки такой интерпретации возникли еще в рамках той самой эпохи, когда Леонардо Бруни и Колюччо Салютати употребили латинское слово humanitas (человеческая природа, достоинство человека).

Итак, главные черты той прекрасной в культурном аспекте эпохи – это:

- антропоцентризм;

- гуманизм;

- трансформация средневековой христианской традиции;

- особое отношение к античности – возрождение интереса к античным артефактам и античной философии;

- новое мировоззрение.

Периодизация итальянского возрождения (наиболее яркого и раннего во всей Европе) следующая:

- Проторенессанс (к. XIII – пер. пол. XIV вв.) Дуэченто – Треченто;

- Ранний Ренессанс (вт. пол. XIV – XV вв.) – Кватроченто;

- Высокий Ренессанс (к. XV – первые три десятилетия XVI вв.) – Чинквеченто;

- Поздний Ренессанс (вт. пол. XVI в.).

Не последнюю роль в процессе утверждения нового мировоззрения с его интересом к каждому индивиду явилось развитие товарно-денежных отношений и городского образа жизни (“Городской воздух делает свободным”). Города были средоточием ремесленников, купцов и интеллигенции. Даже представители интеллигенции, оставаясь верующими людьми, не порывали с христианской традицией, но внесли в быт и культуру светскость: культура той эпохи питалась одновременно и античным язычеством, и средневековой моралью. Другими словами, вознесение персоны человека не носило вульгарно-плотского характера, а являлось духовным поиском своего “Я”, то есть деятели Возрождения стремились не только познать природу Бога, но и искали ответы на вопросы о человеческой сущности. Образно говоря “во всех проявлениях жизни, царила расшатанная католическая церковность”.

Признаком цивилизованного поведения стали считать грамотность, овладение науками и художественными приемами. В трудах Лоренцо Валлы, Джованни пико делла Мирандолы говорится о том, что человеку пора перестать считать себя греховным существом, зависящим только от воли Бога, но внести в культуру новый смысл жизни.

Многие гуманисты того времени вновь открыли изумленной феодальной Европе мудрость античных авторов, которые считались давно забытыми тенями прошлого. А позже освоение древних артефактов и чтение рукописей от античных времен и компиляторских книг, составленных христианскими монахами (!), ускорилось благодаря энтузиазму греческих ученых, бежавших из Балканского полуострова и Малой Азии вследствие усиления захватчиков османов на востоке. Греки (из Византийской империи) плотно селились на территории Италии и приносили с собой плоды мудрости, которых не знала Европа эпохи крестоносцев. К людям творческого труда (архитекторам, живописцам и философам-платоникам) стали относиться с большим уважением. А сами итальянцы имели перед собой прекрасные творения своих предшественников – латинов, которые распространили в свое время цивилизацию на многих варварских землях. Памятники в Риме, Вероне, Падуе, Неаполе, Римини вдохновляли деятелей того времени на создание новых произведений искусства.

Подытоживая наше вступление, надо еще отметить, что этот феномен Возрождения означал смешение (эклектику) античных и христианских начал и разнообразие мнений суждений из разных времен – уходящей эпохи феодализма и зарождающейся эпохи капитализма; и это продуктивное смешение разных культурных парадигм находилось в постоянном взаимодействии и велось в форме диалога между различными поколениями, стилями и традициями.

Итальянское Возрождение дало человечеству настоящих творцов культуры того времени: поэта Данте Алигьери, живописца Джотто ди Бондоне, поэта Франческо Петрарку, поэта Джованни Бокаччо, архитектора Филиппо Брунеллески, скульптора Донателло ди Никколо, живописца Мазаччо, писателя Лоренцо Валлу, писателя Джованни Пико делла Мирандолу, философа Марчилио Фичино, живописца Сандро Боттичелли, ученого Леонардо да Винчи, скульптора Микеланджело Буонаротти, живописца Рафаэля Санти, художника Тициана Вечеллио, монаха Джироламо Савонаролу, художника Фра Анджелико, архитектора Леона Баттисту Альберти, художника Андреа Мантенью, архитектора Пьетро Ломбардо и многих многих других выдающихся людей, имена которых знает весь мир.

Но здесь я отмечу лишь пару имен тех, чья деятельность нанесла удар по традиционной морали феодального общества и христианскому мировоззрению: Лоренцо Валлу и Джованни Пико делла Миранлолу. О Джованни Пико написано вначале, и его произведение “О достоинстве человека” открыло дорогу для нового возрожденческого мировоззрения. Его гуманистическая мысль ознаменовала радикальный поворот от теоцентризма с Богом посредине мироздания к антропоцентризму буржуазного строя с его индивидуализмом.

Что касается Лоренцо Валлы, автора трактата “Касательно ложно уверованного и мнимого дара Константина”, то труд профессора (!) из Падуи нанес ощутимый удар по клерикализму католической церкви в лице римского престола. Дело в том, что по результатам филологического изыскания ученые пришли к выводу, что так называемый ‘Константинов дар” на самом деле фальшивый документ, использованный в качестве подлога для обоснования всеобщей власти римских понтификов над своими подданными: и светскими и духовными лицами. Якобы император Константин Великий принявший христианство на смертном одре, завещал папству высшую власть над всем миром.

Что касается философских течений, то люди возрождения здесь придавали приоритет философии неоплатонизма: “Само обращение к классической древности объясняется не чем иным как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений” – писал российский культуролог И. Кареев.

Ренессанс очистил неоплатонизм от догматов схоластики, когда философия была “служанкой богословия”, и к тому же переосмыслил и античное содержание.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, стало одной из важных целей людей эпохи Ренессанса.

Но вместе с тем люди, творцы итальянского Возрождения признавали трагичность человеческого бытия. Николай Бердяев, русский философ считал, что в те времена произошла небывалая коллизия языческих и христианских корней человеческой натуры, что привело к раздвоению личности.

И как итог, своеобразную эпиграмму приведу строки из труда Леона Баттисты Альберти:

“Все в нем соответствовало человеку рожденному свободным и свободным по своему образованию, и он считался лучшим среди молодежи его времени. Умелый в обращении со всяким оружием, верховой езде и игре на музыкальных инструментах, равно как и сведущий в литературных делах и изобразительных искусствах, он всецело отдавался разрешению самых трудных вопросов и жадному стремлению ко всему что могло стяжать ему славу” (Об идеальном образе ренессансного человека).


Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой
Дзен канал
А также, подписывайтесь на другие мои и партнерские каналы.

ЮТУБ КАНАЛ -
https://www.youtube.com/@danilist_traveler
РУТУБ КАНАЛ -
https://rutube.ru/channel/49125130/
ТЕЛЕГРАМ -
https://t.me/danilist_traveller
РУТУБ КАНАЛ
https://rutube.ru/u/maksimychtraveler
КАНАЛ НА ДЗЕН
https://dzen.ru/maksimychtraveler
ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ
https://t.me/MaksimychTraveler