Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Чем слабее латвийская экономика, тем больше шансов, что в Риге появятся мечети

После высказывания нового архиепископа Латвийской евангелическо-лютеранской церкви Риналдса Грантса о том, что людям других религий тоже нужно место для молитвы, в латышском сегменте соцсетей разразились баталии на тему строительства мечетей в Риге. Прокомментировал эту тему и депутат Рижской думы, юрист, автор книги "Государство и церковь" Ринголдс Балодис. Раньше он возглавлявлял управление по делам религий при латвийском Минюсте. Балодис делает небольшой экскурс в еропейскую историю приема мигрантов. Он напомнил о политике открытых дверей в ФРГ при Ангеле Меркель, когда произошел приток нелегальных иммигрантов из Африки и с Ближнего Востока. "Страх перед этими мигрантами отозвался эхом и в Латвии. Свою "пятерочку" по популярности попытался заработать тогдашний президент страны Вейонис, выдвинувший идею, что в Латвии надо запретить носить паранджу в общественных местах. Вейонис обосновал свою позицию борьбой с терроризмом, хотя, откровенно говоря, ни носителей паранджи, ни террористо
Оглавление
© Sputnik
© Sputnik

После высказывания нового архиепископа Латвийской евангелическо-лютеранской церкви Риналдса Грантса о том, что людям других религий тоже нужно место для молитвы, в латышском сегменте соцсетей разразились баталии на тему строительства мечетей в Риге.

Прокомментировал эту тему и депутат Рижской думы, юрист, автор книги "Государство и церковь" Ринголдс Балодис. Раньше он возглавлявлял управление по делам религий при латвийском Минюсте.

Исламизация в Европе

Балодис делает небольшой экскурс в еропейскую историю приема мигрантов. Он напомнил о политике открытых дверей в ФРГ при Ангеле Меркель, когда произошел приток нелегальных иммигрантов из Африки и с Ближнего Востока.

"Страх перед этими мигрантами отозвался эхом и в Латвии. Свою "пятерочку" по популярности попытался заработать тогдашний президент страны Вейонис, выдвинувший идею, что в Латвии надо запретить носить паранджу в общественных местах. Вейонис обосновал свою позицию борьбой с терроризмом, хотя, откровенно говоря, ни носителей паранджи, ни террористов в Риге не было замечено. Тогдашний Минюст под руководством Дзинтарса Расначса даже перехватил инициативу президента и выдал на-гора странный законопроект об ограничении закрытия лица. Проект был никаким, проблема - явно искусственной, и тогда его не приняли. Насколько помню, начались дискуссии - что делать с мотоциклистами в касках и тому подобное", - пишет Балодис.

Далее он переходит к нынешней ситуации - незадолго до выборов в самоуправления некоторые политики выступили с лозунгами, что в Латвии надо принять закон против исламизации и строительства мечетей. В частности, депутат Рижской думы Лиана Ланга заявила: "Латвия никогда не будет исламской страной, не надейтесь! У вас есть свои страны, живите там!" Вице-мэр Риги Эдвардс Ратниекс высказался лаконичнее: "В Латвии и Риге нет места мечетям".

Балодис же считает, что в Латвии этот вопрос станет актуальным спустя относительно короткое время; раньше или позже придется допустить строительство мечетей, а также считаться с сильной национальной арабской диаспорой, опирающейся на ислам.

© Sputnik
© Sputnik

Как решит Брюссель

При это он "с известным облегчением" делает вывод, что пока это время не наступило.

"В Латвии по-прежнему нет ни одной сильной национальной диаспоры, которую объединял бы ислам. Инициатив по строительству мечетей пока тоже не видно", - констатировал эксперт.

Получается, что в будущем такая проблема может стать реальной, если Брюссель решит увеличить квоты на беженцев, рассуждает Балодис. При таком сценарии Латвия из страны, которая распоряжается на своей территории, превратится в исполнится: возможности повлиять на политику приема беженцев (например, воспользовавшись правом вето) уменьшаются, потому что растет уровень госдолга.

© Sputnik
© Sputnik

Экономическая зависимость от внешних рынков, займодателей и международных организаций неизбежно ограничивает политическое пространство. Отсутствие устойчивой политики и нехватка инвестиций могут сделать Латвию более уязвимой для внешнего давления в будущем.

"В таких обстоятельствах, возможно, придется принять тысячи чужеземцев с мусульманской верой - благодаря политике нынешнего правительства. И тогда да - вопрос мечетей станет актуальным и в Латвии", - таков прогноз эксперта.

Законно мечети не запретишь

Можно ли как-то ограничить или запретить их строительство в Риге или где-то еще? Согласно 99-й статье Конституции, каждый имеет право на свободу религиозных убеждений.

"Это означает, что государство не может ограничивать людей потому лишь, что части общества не нравится чья-то чужая вера. Ни Минюст, ни Рижская или любая другая дума не имеет права запретить строительство мечетей потому лишь, что кому-то не нравится ислам", - разъясняет Балодис.

Самоуправление может решать, где и какие сооружения можно строить - согласно территориальному планированию, строительным нормативам, требованиям окружающей среды и общественного порядка. Но оно не имеет права оценивать здания по виду религии. Поэтому самоуправление не имеет законного права отказать в разрешении на строительство потому лишь, что это мечеть.

Читайте еще по теме:

Европа пересчитала понаехавших и вздрогнула. В Латвии тревога >>

Сколько нужно времени, чтобы Латвия превратилась в мусульманскую страну?

Кто и зачем уничтожает православие в Прибалтике >>

Рига пошла войной на мигрантов: усилят проверки и возьмутся за хостелы >>