Найти в Дзене

📝 ВСЁ о ЕГЭ-2026 по обществознанию: структура и особенности

Оглавление

Обществознание – это один из самых популярных предметов на ЕГЭ из года в год. Кажется, что предмет понятен, но как только речь заходит об экзамене, появляются вопросы: “A как? А что? А о чём?”

Эта статья поможет разобраться со структурой экзамена – начинаем?

Основная информация

ЕГЭ по обществознанию длится 210 минут (3 часа 30 минут).

Всего можно получить 58 первичных баллов. Во вторичную 100-балльную систему их переводят по специальной шкале, учитывающей сложность заданий. 

Экзамен состоит из 25 заданий. Задания разделены на две части – тестовую и развёрнутую. 

Первый раздел экзамена по обществознанию — тест. В ней 16 вопросов, на каждый из которых от 2 до 4 правильных ответов (зависит от задания). Проверка происходит автоматически — компьютером. Максимальный первичный балл, который может получить ученик за 1 часть — 28. 

Во второй части экзамена 9 заданий, в которых нужно дать развёрнутый ответ. Каждый вопрос направлен на проверку уникальных навыков и имеет собственные критерии. За 2 часть можно набрать 30 первичных баллов.

Минимальный порог для сдачи — 42 вторичных балла или 20 первичных. Однако поступить в вуз с таким результатом практически невозможно. В большинстве вузов установленный минимум для подачи документов — 45. 

Также надо помнить, что даже в случае “завала” экзамена, можно получить аттестат – по результатам русского и базовой математики. Обществознание — предмет по выбору, его результат на получение документа о среднем общем образовании не влияет. 

Структура экзамена

ЕГЭ по обществознанию проверяет знания школьника по 5 главным блокам:

  • Человек и общество
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Политика
  • Право

Выпускник должен обладать высоким уровнем знаний по всем разделам – нельзя выбрать какой-то один и писать ЕГЭ только по нему.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

В тестовой части можно встретить два типа заданий: выбор от 2 до 4 правильных вариантов из предложенных и на установление соответствий. 

Первый тип — номера 1–5, 7, 8–12, 14 и 16. 

Здесь нужно выбрать правдивые утверждения, указать признаки данного понятия, отметить верные характеристики описанной ситуации. 

Пример задания:

2. Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
  2. Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.
  3. К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении.
  4. К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании и поддержании нормального теплообмена.
  5. Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.

(Источник: Сборник О.А. Котовой и Т.Е. Лисковой)

Второй тип — номера 6, 13 и 15. В них даны два столбика: характеристики и понятия, к которым они относятся. Надо сопоставить позиции из столбиков и записать в ответ пять цифр в правильном порядке. 

Пример задания:

13. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции.

А) объявление амнистии

Б) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

В) освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ

Г) осуществление управления федеральной собственностью

Д) решение вопроса и возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами России

Субъекты власти РФ.

  1. Совет Федерации
  2. Государственная Дума
  3. Правительство Российской Федерации

(Источник: Банк ФИПИ)

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Во второй части экзамена 9 заданий с развёрнутым ответом. Они могут касаться любого блока обществознания. 

Сразу после последнего тестового задания находится текст. Его автором является признанный деятель в социально-гуманитарной сфере. Далее располагаются четыре задания, для решения которых надо опираться на этот текст.

Задание 17. Надо ответить на 3 вопроса по тексту. Можно привести прямую цитату, можно перефразировать слова автора без потери смысла.

Задание 18. Необходимо привести 2-3 признака данного обществоведческого термина, который упомянут в тексте, а также объяснить приведённую в задании мысль автора. 

Задание 19. Требуется привести примеры-иллюстрации спрашиваемых понятий/функций/видов/признаков/действий/явлений – написать мини-истории с действующими лицами.

Задание 20. Нужно составить аргументы в доказательство/опровержение тезиса, связанного с текстом. Тут важно показать владение теорией – нельзя уходить в конкретику.

Далее идут задания без опоры на текст.

Задание 21. Всегда связано с экономикой: приведён график, отражающий положение спроса и предложения на данном рынке. Выпускник должен ответить на вопросы и объяснить причинно-следственные свзяи.

Задание 22. Это обществоведческая задача. В ней приводится ситуация, и на её основании школьникам нужно ответить на вопросы. 

Задание 23. Проверяется знание Конституции РФ. Даны утверждения, которые надо доказать с помощью положений основного нормативно-правового акта. 

Номера 24 и 25 — настоящие “боссы” экзамена, для решения которых надо привлечь максимум знаний.

Задание 24. Необходимо составить сложный план, который сможет стать основой для изучения темы другими школьниками, например. Важно показать полное владение темой и умение максимально точно формулировать мысли.

Задание 25. В пункте 1 надо доказать приведённый тезис не менее чем в двух предложениях с опорой на теорию обществознания. Надо раскрыть причинно-следственные и функциональные связи. Во 2 пункте надо перечислить три запрашиваемых позиции, а в 3 пункте проиллюстрировать их примерами. Это могут быть и реальные факты общественной жизни, и смоделированные ситуации. 

Не забывайте обращать внимание на формулировки вопросов, а также читать информацию в скобках! Часто именно в них таятся “подводные камни”.

Важно не только знать правильный ответ, но и правильно его оформить. Не стоит писать “лишние” примеры/аргументы – если ошибка будет хоть в одном, балл всё равно будет снят.

Надеемся, наша статья помогла вам разобраться со структурой ЕГЭ по обществознанию! 

Не стоит бояться подготовки! Важно сделать первый шаг – сразу станет легче!

Больше интересных новостей и полезных материалов в нашем телеграм-канале – заглядывайте:

обществознание и котики / ЕГЭ ОГЭ 2026 стадикэтс

Готовьтесь с ОиК! 🐈‍⬛