Почему мы сами обесцениваем свой труд?
Недавно в чате лоскутниц зашёл разговор, который задел многих.
Кто-то написал:
— «Меня попросили сшить двухспальное одеяло. Но максимум за 1500 рублей. И побыстрей, пожалуйста».
Смешно? Да. Но в то же время грустно.
И в ответ посыпались реплики:
— «А мне за детское одеяло предлагали 2000 рублей. Сказали: ой, оно же из остатков сшито!»
— «Советуйте ей самой сесть за машинку. Даже простое полотно сшить — это уйма времени».
— «Отлично! Дайте ей список: ткани, нитки, наполнитель. Когда всё купит, тогда и можно обсуждать цену».
За этими полушутливыми комментариями скрывается то, что больно почти каждой мастерице:
Мы живём в культуре, где ручной труд часто недооценён.
«Из обрезков» или из души?
Почему люди так легко бросают: «Да что там, это же из остатков»?
Может быть, потому что мы сами часто произносим эти слова.
— «Я шью из обрезков, из мусора» — с лёгкой иронией пишем мы под фотографиями своих одеял.
А ведь в этом и кроется ловушка. Если мы сами называем свои работы «мусором», то откуда другим взять уважение к ним?
Одна из мастериц в обсуждении сказала очень точно:
«Мы сами всё время говорим: это из обрезков, из мусора. Вот люди и думают, что это даром».
И ведь правда. Те же ткани могли стоить немало, просто остались от прошлых проектов. А труд и время — всегда новые, живые, настоящие.
Одеяло за 1500 рублей: давайте честно посчитаем
Возьмём простой пример. Детское одеяло 89 × 101 см.
На него уходит около 3 метров хлопка. Плюс наполнитель. Плюс нитки. Уже далеко не «остатки».
А теперь — время. Даже опытная мастерица не сошьёт большое одеяло за день. Если прикинуть труд хотя бы по минимальной ставке, то 1500 рублей — это пара часов работы.
И это без учёта многолетнего опыта, экспериментов с цветом и формой, а также затрат на оборудование и ткани.
Что никогда не видно на фотографии
Мастерица Ирина Булатова написала очень точные слова:
«Ценность работы не в том, что я 15 лет собираю коллекцию тканей, не в том, что тщательно продумываю композицию, не в том, что купила лонгарм и каждую работу стегаю индивидуально.
Ценность во впечатлении и энергетике от текстильного произведения. У них есть эффект "Вау!". Фото не передаёт и десятой доли колористики, нежности, стильности».
Вот она — правда о ручной работе. Она не про «остатки» и «кусочки». Она про настроение, уют и особую атмосферу, которую нельзя купить в магазине за копейки.
У каждого свой путь
Кто-то радуется даже небольшой продаже: пусть вещь найдёт дом.
Кто-то бережно поднимает планку цен, не желая обесценивать ни себя, ни коллег.
Кто-то шьёт только для подарков и близких.
Как сказала одна мастерица:
«Цену ставлю такую, которая меня устраивает. Не считаю, что обязана "держать цену" ради кого-то другого. Главное, чтобы было честно по отношению к себе».
И в этом — мудрость: каждый выбирает свой путь. Но какой бы он ни был, стоит помнить — наше творчество никогда не «мусор».
Как говорить о своих работах, чтобы их ценили
Попробуйте заменить привычные слова на новые:
Не «сшила из обрезков», а —
✨ «Дала тканям вторую жизнь».
✨ «Создала интерьерную вещь с характером».
✨ «Собрала сложную композицию из редких хлопков».
Это не игра в красивые фразы. Это уважение к себе и своему труду.
Каждое одеяло — это история
В каждом лоскутном одеяле — труд, тепло, душа и мастерство.
И если мы сами не будем ценить то, что создаём, ждать этого от других бессмысленно.
А как вы объясняете людям ценность ручной работы и стоимость лоскутного одеяла?
✂️ Поддержите мой канал — каждая помощь вдохновляет на новые статьи: донат по ссылке