Анфиска была самая яркая в их группе. Как сейчас сказали бы, отпадная. Одевалась лучше всех. Мама - модная портниха. В магазинах – сплошной дефицит, невозможно купить красивую вещь. А на Анфиске - всё супер, всё с иголочки. Ах, как она ходила, как красиво ругалась матом, как изящно дымила сигаретой и опрокидывала рюмку. Как она была небрежно-притягательна с противоположным полом! Как могла одним словом пригвоздить, вознести и, как бычка на веревочке, повести за собой любого парня. Робкие тайно вздыхали, не смея приблизиться, а те, что пошустрее, почему-то не спешили демонстрировать свою дружбу с ней.
При всём том Анфиска была талантлива. Вуз был трудный, технический, но она хорошо училась, особенно ей легко давался английский язык, и она мечтала когда-нибудь забросить профессию инженера и стать переводчицей. Еще она занималась живописью и обладала хорошим вкусом.
В общем, девчонка была умная, красивая, с роскошными волосами, стройной фигурой. А какое на ней было платье, когда она шла к доске, глаз не оторвать! Всё в обтяжку, в ряд мелких пуговиц от седьмого позвонка до копчика!
В группе Анфиска лидировала. Вокруг нее образовался кружок таких же бесшабашных девах. Они весело прожигали молодость и были у всех на языке.
Полина - «серая мышка» в глазах Анфиски. Анфиска Полину не замечала вовсе и никогда не удостаивала ни единым словом. А Полине Анфиска была интересна. При этом она старалась держаться от нее подальше и в подружки не набивалась. Побаивалась. Учеба Полине давалась трудно. Тянулась еле-еле на тройки. Чтобы компенсировать свою ущербность в такой амбициозной группе, где царили анфиски, занималась творчеством. Благо для этого в институте были все условия. Технари с зачатками гуманитарных способностей выходили из вуза артистами, музыкантами, поэтами, писателями, журналистами и т.п.
Полина играла в студенческом театре и благодаря вдруг открывшимся артистическим способностям стала выделяться на фоне массовки. Однокурсники с удивлением отмечали: на институтском небосклоне всходит новая «звезда». Однажды она «удостоилась» внимания со стороны Анфиски.
«Эй, ты, - поманила её пальчиком Анфиска, специально сделав ударение в фамилии не на том слоге, - иди-ка сюда!» Что она хотела, Полина, так и не узнала. Ее вдруг захлестнула «классовая ненависть»: «Пошла вон!» - бросила она в лицо Анфиске.
Всё шло по своей колее. Учились, влюблялись. Анфискины подружки повыскакивали замуж. А у нее с личной жизнью явно не ладилось. Замуж никто не звал. Никто. Отказал даже тот, кого она с презрением называла «маленький, плюгавенький» кандидат наук, которому сама с отчаяния предложила жениться на ней. Полина тоже не была обременена женихами. Но Анфиску ей почему-то было жалко.
И вот - последний звонок перед началом выпускных экзаменов. Полина разразилась стихами в адрес своих подружек, и одно посвятила даже Анфиске. Получилось оно какое-то грустное… Потом Полина забыла про него. Вспомнила много-много лет спустя, когда уже все случилось:
Блистала шумно и беспечно.
В кругу друзей всегда одна.
Веселья чашу роковую⠀
Испила разом ты до дна.
Пройдут года, утихнет пламя.
И юности не будет вновь.
Увы, тебя напрасно ждали⠀
Надежда, вера и любовь!
Спустя пять лет после окончания института Анфиска погибнет. Она задохнется в гараже, где проводила время с женатым любовником. Тот выживет. Вытащит ее мертвую из машины и выбросит между гаражами. Анфиска искала любви. За её шикарной внешностью и разухабистостью скрывалась жажда простой человеческой любви. Последний раз Полина увидела Анфиску в гробу. Она была красива. Пальцы левой руки артистично застыли. Полина всё смотрела, смотрела на её руки. И запомнила почему-то это на всю жизнь. Анфиску похоронили на деревенском кладбище, на родине матери. Пока была жива мать, могилу украшал сплошной ковер из оранжевых настурций. Полина хотела бы побывать на ее могиле еще раз, чтобы положить листочек со своими стихами, которые неожиданно оказались пророческими, а теперь могли стать эпитафией. Но забыла, где находится это место. Ведь прошло уже много лет…
Автор: Нина Гавриш