Найти в Дзене

Прометей vs Люцифер

«Сатана — первый вольнодумец и спаситель мира. Он освободил Адама и запечатлел на его челе печать человечности и свободы, вдохнув в него стремление к бунту и познанию». Михаил Бакунин, «Бог и государство» (1871) Прометей дал людям огонь, Люцифер — знания. Почему первый персонаж хороший, а второй плохой? В мифологии и религии образы Прометея и Люцифера имеют схожие черты — оба даруют людям нечто запретное, что меняет их судьбу: Однако почему же их оценка в культуре кардинально противоположна: один — герой, другой — злодей. Правильного ответа тут нет, т. к. и тот и другой персонаж — вымысел, но вот как бы «правильный» ответ: В греческой мифологии боги не являются абсолютными носителями добра — они капризны, ревнивы и жестоки. Бунт против них может выглядеть оправданным. В библейской традиции Бог — абсолютное добро (это ключевой момент), а Люцифер, пошедший против "абсолютного добра", есть предатель, уводящий людей от "абсолютного добра" куда? — Соответственно, ко злу, хотя бы это были и
«Сатана — первый вольнодумец и спаситель мира. Он освободил Адама и запечатлел на его челе печать человечности и свободы, вдохнув в него стремление к бунту и познанию».
Михаил Бакунин, «Бог и государство» (1871)
Прометей и Люцифер
Прометей и Люцифер

Прометей дал людям огонь, Люцифер — знания. Почему первый персонаж хороший, а второй плохой?

В мифологии и религии образы Прометея и Люцифера имеют схожие черты — оба даруют людям нечто запретное, что меняет их судьбу:

  • Прометей — герой греческой мифологии, титан, который украл у богов огонь и отдал его людям, символизируя прогресс, ремёсла, цивилизацию.
  • Люцифер — персонаж христианской традиции, ассоциированный с падшим ангелом, восставшим против Бога. Его «дар знания» — это библейский мотив с яблоком и змеем в Эдемском саду, который дал людям «познание добра и зла».

Однако почему же их оценка в культуре кардинально противоположна: один — герой, другой — злодей. Правильного ответа тут нет, т. к. и тот и другой персонаж — вымысел, но вот как бы «правильный» ответ:

В греческой мифологии боги не являются абсолютными носителями добра — они капризны, ревнивы и жестоки. Бунт против них может выглядеть оправданным.

В библейской традиции Бог — абсолютное добро (это ключевой момент), а Люцифер, пошедший против "абсолютного добра", есть предатель, уводящий людей от "абсолютного добра" куда? — Соответственно, ко злу, хотя бы это были и знания. И, следовательно, здесь знание (познание добра и зла) становится проклятием, а не благом.

И вроде бы с некоторыми оговорками становится понятно, однако пытливый философ на этом останавливаться не должен, тут есть над чем поразмыслить. О чём ещё может показать нам схожесть историй Прометея и Люцифера?

«Библия» (с греческого языка перевод означает «книга») не есть что-то монолитное. По факту это просто собрание «осколков» от предшествующих верований, мифов, легенд, религий и т. д., и т. п. В добиблейские времена люди уже рассказывали друг другу истории про воскрешение из мёртвых, хождение по воде, про нашествие насекомых, про массовые смерти маленьких детей, про жестоких царей и прочее и прочее, и, конечно же, про междоусобные разборки на небесах (как в случае с двумя нашими персонажами).

Не является изюминкой авраамических религий и трактование бога как абсолюта: абсолютное добро, абсолютная истина, абсолютная любовь и т. д., и т. п. Эту идею за несколько веков до христианства проговаривал сам Платон, ученик Сократа, подаривший миру представление о совершенной "платонической любви". Только Платон этот «абсолют» не одухотворял и не обожествлял, просто говоря, что вот, мол, есть мы, простые и несовершенные смертные, со своим миром вещей, а должен быть некий идеал и абсолют Логос (как бы источник всех идей и знаний).

Таким образом, пытливый мыслитель способен сделать ещё один вывод, что «книга» (по гречески "библия") — это сборник мифов и легенд народов мира.

Кстати, интересно, что в гностицизме (еретическом для христианства учении) Демиург (создатель материального мира) — злой бог, а Люцифер/Змей — освободитель людей (давший нам познание добра и зла), что ближе к мифу о Прометее. Эта мысль и запечатлена в цитате нашего соотечественника Михаила Бакунина, вынесенная в начало моей статьи.

Используйте критическое мышление, подвергайте сомнению даже, казалось бы, непреложные истины, и мир откроется для вас с другой, ещё неизведанной вам стороны.