Культуру часто считают чем-то «сложным» и далёким. Но что, если она может быть понятной, живой и даже близкой? В нашем шоу «Культура для всех» мы как раз рассказываем именно так — без скуки и лишних формальностей.
В новом выпуске шоу «Культура для всех» блогер Женя Кривцова примеряет на себя новую роль — она познает кинематограф на примере фильмов Андрея Тарковского. Помогает ей в этом эксперт — актриса, педагог и искусствовед Эльза Попова. Вместе они исследуют, из чего состоит кино: не только из красивых кадров и громких эмоций, но и из тонкой внутренней работы, точного взгляда камеры и деталей, которые зритель почти не замечает.
Для Жени это не просто лекция — она должна задавать вопросы и в финале сделать доклад, чтобы объяснить сложные вещи простым языком. А зрители получат редкий шанс увидеть, как выглядит кинематограф с обратной стороны экрана.
Этот выпуск — не только про кино, но и про то, как блогерская искренность и академическая глубина могут работать вместе. Получилось ли у Жени понять магию кино и передать её своей аудитории? Давайте спросим у нее сами!
Женя, привет! Ты активно делишься жизненным опытом и эмоциями в соцсетях. Каково было погрузиться в мир кинематографа, в том числе в режиссуру Тарковского — где действия и кадры имеют замедленное и более глубокое восприятие.
Всегда погружаться во что-то новое очень интересно, познавательно. Я люблю кинематограф, я люблю историю, я люблю всё, что связано с искусством. И поэтому мне, конечно, как человеку творческому, всегда было интересно узнавать что-то новое. Для меня эта лекция была очень полезной. Интересно, когда мы живём сейчас в 21 веке, когда всё быстро, когда супербольшая динамика, когда гаджеты просто овладели миром и искусственный интеллект. Мы возвращаемся туда, где всего этого не было, где можно с замиранием сердца смотреть на природу, на искусство, замедляться. Это очень классный, очень интересный опыт.
Как ты думаешь, Тарковский мог бы найти отклик у молодёжи сегодня? Или для этого нужно «дозреть»?
Я думаю, что в связи с тем, что у нас сейчас мозг выстроен так, что очень быстрая смена картинок, динамика, быстрые шортсы, рилсики. И это настолько, я бы сказала, помутняет сознание человека. Он не может смотреть долго какие-то замедленные кадры, где не меняются действия, потому что мозг хочет постоянно хлеба и зрелищ. И, конечно, сейчас современному зрителю сложно понять, на мой взгляд, ту идею, которую хотел отразить в своем кинематографе, в своих фильмах Тарковский. Поэтому, да, до этого нужно дозреть.
Один из ключевых элементов его режиссуры — это глубина кадра. Ты как блогер и человек, работающий с визуалом, как воспринимаешь это? Это эстетика, приём или язык?
Глубина кадра? Да, по факту, наверное, это язык, через который оператор, блогер, кто угодно. Всё есть в этом мире язык, с помощью которого мы разговариваем. Всё есть коммуникация, она бывает вербальная, и невербальная. Так вот здесь как раз-таки Тарковский использует ту самую невербальную коммуникацию, когда он этот глубинный кадр направляет, и человек в этом кадре видит что-то своё. И, возможно, это не до конца сложная коммуникация, потому что он хотел передать одно. В современной реальности мы видим что-то другое своё. Но сама суть, да, это язык, с помощью которого он общался со своим зрителем.
В процессе подготовки ты наверняка узнала много нового о киноязыке. Был ли момент, который тебе реально удивил или заставил взглянуть на кино иначе?
Хочется сказать, конечно, нет, но то, что он какую-то иконопись, какие-то интересные такие моменты брал и оживлял в кино, это, конечно, очень интересно. Всем советую посмотреть наш выпуск, потому что он получился классным и суперинформативным.
После этой лекции захотелось ли пересмотреть фильмы Тарковского? Она вдохновила тебя?
Да, конечно, очень захотелось пересмотреть, но до сих пор не пересмотрела. В первую очередь, спасибо, что честна, такая какая есть.
Как ты вообще относишься к классике в искусстве? Есть ощущение, что это что-то «обязательное», или ты действительно получаешь от этого кайф?
Я очень люблю классическую литературу, я очень люблю фильмы, снятые по классике. Очень люблю в это все погружаться, но работа Тарковского — это действительно то, что не дано каждому посмотреть, понять, услышать, пережить. Это то, как я говорю «есть элита» — это что-то для элиты, что-то для избранных, что-то не для всех, и в этом его уникальность.
Если бы тебе нужно было объяснить своей аудитории, кто такой Тарковский в одном коротком ролике — что бы ты сказала или показала?
Наверное, я бы и сказала, что есть люди не для всех, есть люди уникальные, которые что-то делают не для масс, а делают точечно для небольшого количества людей. Так вот-таки Тарковский, он именно тот человек, который создавал кино не для всех. На мой взгляд, это не для всех история, это не какие-то боевики, комедии или ещё что-то. Это погружение, это язык, с помощью которого он передавал информацию, помогал людям где-то замедлиться, где-то услышать, где-то увидеть большее, чем они видели и слышали в жизни. Наверное, что-то такое.
Автор текста: Анна Вайсман.