Найти в Дзене
495 Медиа

«Книга — это разговор». Интервью с Асей Володиной

В третьем сезоне просветительского шоу «Культура для всех» зрители вместе с блогерами открывают для себя сложные темы — легко, живо и по-настоящему. Один из выпусков посвящён литературе, и проводником в этот мир стала Ася Володина — литературовед, преподаватель, человек, влюблённый в текст и его смысл. С Асей мы поговорили о том, как говорить о литературе с молодёжью, зачем читать в XXI веке, и можно ли объяснить Достоевского в формате роликов для соц.сетей. Ася, в эпоху клипов, коротких информативных видео — сложно ли привить любовь к чтению у современной молодежи? Напротив, соцсети во многом поддерживают литературу — пусть и через доступные им инструменты в духе книжной эстетики, буктрейлеров, цепляющих синопсисов. Букток порождает бестселлеры, чаще всего жанровые, но главное, что не убивает книгу как вид досуга. А недавний взрыв популярности “Белых ночей” Достоевского в западном сегменте тиктока показал, что отклик аудитории получает далеко не только ромфант. Отнимают ли рилсы врем

Съемки шоу «Культура для всех»
Съемки шоу «Культура для всех»

В третьем сезоне просветительского шоу «Культура для всех» зрители вместе с блогерами открывают для себя сложные темы — легко, живо и по-настоящему. Один из выпусков посвящён литературе, и проводником в этот мир стала Ася Володина — литературовед, преподаватель, человек, влюблённый в текст и его смысл.

С Асей мы поговорили о том, как говорить о литературе с молодёжью, зачем читать в XXI веке, и можно ли объяснить Достоевского в формате роликов для соц.сетей.

Съемки шоу «Культура для всех»
Съемки шоу «Культура для всех»

Ася, в эпоху клипов, коротких информативных видео — сложно ли привить любовь к чтению у современной молодежи?

Напротив, соцсети во многом поддерживают литературу — пусть и через доступные им инструменты в духе книжной эстетики, буктрейлеров, цепляющих синопсисов. Букток порождает бестселлеры, чаще всего жанровые, но главное, что не убивает книгу как вид досуга. А недавний взрыв популярности “Белых ночей” Достоевского в западном сегменте тиктока показал, что отклик аудитории получает далеко не только ромфант. Отнимают ли рилсы время и концентрацию? Да, но тем очевиднее, куда именно нужно идти за сосредоточенностью и глубиной — в литературу.

Съемки шоу «Культура для всех»
Съемки шоу «Культура для всех»

Есть ли книга, которую вы бы никогда не стали навязывать подросткам — даже если она в школьной программе?

В школьное время меня здорово оттолкнула от Лескова повесть “Очарованный странник” — настолько, что я до сих пор к нему не вернулась. Жестокий текст, жестокий по-житийному, но все же.

Как вы относитесь к экранизациям классики, особенно если они сделаны с явным упором на молодежную аудиторию? Есть ли удачные примеры в таких историях?

Есть два вида экранизаций и две формы разговора с аудиторией. Первая: пересказать все настолько близко к тексту, чтобы учитель мог привести школьников на сеанс и убедиться, что все все поняли. Вторая: выцепить конкретные сюжетные мотивы, которые позволяют актуализировать содержание, поговорить со зрителем на одном языке. Насколько “Мастер и Маргарита” Локшина близка тексту, а насколько аудитории? Едва ли по ней можно преподать роман Булгакова, но зато можно поговорить об эпохе, контексте создания, творчестве в условиях ограничений и прочих важных темах. Симпатична попытка обыграть пушкинское трикстерство в “Пророке”, но его текстов там, конечно, не хватило.

Съемки шоу «Культура для всех»
Съемки шоу «Культура для всех»

Как думаете, могут ли блогеры (как Карина) быть настоящими проводниками в мир литературы для своих подписчиков?

Любая популярная фигура оказывает влияние на свою аудиторию и задает определенные поведенческие модели. Риз Уизерспун сделала модными книжные клубы (и построила целую систему монетизирования продвигаемых ей текстов). У нас из медийных фигур сейчас этим занимается Зоя Яровицына, но поле еще совершенно не разработано. Не так давно по сети ходили обложки книг из сериала “Белый лотос”, где каждый герой хоть что-то да читает — вот такой популяризации чтения, конечно, хотелось бы больше.

Съемки шоу «Культура для всех»
Съемки шоу «Культура для всех»

С какими главными мифами о литературе вам чаще всего приходится сталкиваться?

Что литература это скучно. Что художественная литература это бесполезно. Что книга умерла. Что классика неактуальна. Что современной русской литературы не существует.

Если бы вы могли отправить одно литературное произведение в «культурную капсулу времени», что бы это было и почему?

Раз уж мы отказались от чужого Валентина и связываем день влюбленных с Петром и Февронией, было бы полезно узнать, о чем, собственно, эта история, так что выберу “Повесть о Петре и Февронии Муромских” -- сплаве жития и сказки. Занимательна там как модель взаимоотношений, так и женская фигура, которая оборачивается то Василисой, а то и Бабой-Ягой.

Автор текста: Анна Вайсман.