Театр порой функционирует как аппарат по созданию тайн. Удивительная ирония – институт, давший нам «секрет Полишинеля» сам содержит в себе кучу таких же открытых секретов. Ну да, дым да зеркала; правда, зрителей это мало трогает. Не стоит сводить театр и к тому, что можно увидеть в БДТ или МХАТЕ. Театрализованность сообщения ровно так же скрывает его фактическое содержание, как и шифр на скульптуре «Криптос». Вермеир отмечает долгую историю перформативной тайности в европейской культуре: от высокого придворного слога и систем знаков, которые были с ним сопряжены, до барочной фиксации на самом символе театра, заменившем secretum в названиях научных томов того времени. Theatrum anatomicum, как говорится – даже натурфилософские шоу Афанасия Кирхера подводятся под этот разрез. Здесь мы сталкиваемся с производящей силой секрета: покажи слишком много, и ты потеряешь внимание аудитории. Мы любим тайны, но гораздо меньше любим, когда нам их объясняют. Секрет манит – нащупай только малу