Остров Тайвань – последний осколок бывшей Китайской империи, пока не закрашенный красным цветом на карте, – готовится противостоять могучему флоту Китайской Народной Республики с помощью динамично развивающейся технологии морских дронов, или безэкипажных катеров (БЭК). В данный момент проходят испытания нескольких типов таких аппаратов с различным вооружением на борту.
Известно, что разработкой дронов занимается Национальный научно-технический институт Чуншань (NCSIST) при участии 12 компаний. Вероятно, большая часть этих разработок держится в секрете, но информация о некоторых из них оказалась в открытом доступе. Вот что удалось найти о четырёх наиболее известных тайваньских БЭКах:
Одной из наиболее перспективных тайваньских разработок является надводный беспилотный аппарат Kuaiqi (Куайци), созданный компанией Lungteh Shipbuilding Company. Изначально он был известен как Black Tide – «Чёрный прилив»; его демонстрация прошла в июне этого года. Об этом дроне, как и о других, известно мало технических подробностей. Внешне он сильно напоминает украинские БЭКи типа Magura и Sea Baby и, скорее всего, был вдохновлён именно ими.
Примечательной особенностью Kuaiqi является силовая установка, состоящая из сдвоенных подвесных дизельных двигателей марки Cox, – вместо привычных для данного типа судов бензиновых моторов. Дизельный двигатель менее компактен, но отличается большей надёжностью по сравнению с бензиновым. В его работе используется менее горючее, а значит, менее опасное топливо, на котором, к тому же, работает практически вся военная и морская техника. Это делает дизельное топливо более доступным в условиях морской блокады острова. Согласно данным производителя, выбранные моторы Cox Marine V8 способны развивать скорость до 43 узлов (морских миль в час, около 80 км/ч).
БЭК Kuaiqi был замечен в трёх конфигурациях вооружения:
– Он может использоваться как дрон-камикадзе с таранным зарядом взрывчатки в носовой части.
– В качестве носителя квадрокоптеров, вылетающих из ангара, расположенного в средней части судна.
– А также запускать барражирующие боеприпасы Jing Feng (аналогичные американскому Switchblade) из шести пусковых установок на корме.
Более крупными размерами и футуристическим дизайном отличается тримаран Endeavor Manta, представленный в марте 2025 года компанией Taiwan China Shipbuilding Corporation. Известно, что корпус судна, водоизмещением более пяти тонн, выполнен из армированного стекловолокном пластика. Его размеры составляют 8,6 метров в длину и 3,7 метров в ширину. Благодаря двум подвесным моторам катер способен развивать скорость в 35 узлов. Endeavor Manta управляется дистанционно, но в его конструкции также предусмотрена кабина для экипажа.
Сообщается, что Endeavor Manta может действовать автономно и в составе роя, распознавать цели с помощью искусственного интеллекта, а также обладает функцией самоуничтожения в случае захвата противником. Исполнение корпуса в виде тримарана повышает его мореходные качества, а обтекаемая форма выбрана для того, чтобы снизить радиолокационную заметность.
Предполагается, что Endeavor Manta будет нести неизвестное количество лёгких торпед для поражения кораблей противника. После использования этого вооружения он сам может стать торпедой, пойдя на таран с помощью боеголовки, установленной в носовой части, или вернуться на базу. По заявлению производителя, до 50 таких БЭКов может управляться всего одной контрольной станцией, расположенной на берегу или на корабле, с помощью спутника.
Sea Shark 800 от компании Thunder Tiger представляет собой классический безэкипажный катер, предназначенный для выполнения разведывательных и боевых задач в качестве ударного дрона-камикадзе. Известно, что он оснащён системой роевого управления, позволяющей координировать действия нескольких БЭКов, и встроенной системой идентификации на основе искусственного интеллекта. Примечательно также, что, как и вышеперечисленные катера, Sea Shark 800 приводится в движение двумя подвесными моторами, но они скрыты под корпусом с низкой радиолокационной заметностью. Водоизмещение судна составляет 2,7 тонны, длина – 8,1 метра, ширина – 2,1 м. Скорость может превышать 50 узлов. Дальность действия – около 320 миль (почти 600 километров).
Piranha 9 от компании Taiwan Corum Yachts представляет собой девятиметровый безэкипажный катер с обтекаемыми формами и сравнительно крупной надстройкой в средней части судна, которая служит ангаром для ударных БПЛА. Известно, что этот морской дрон приводится в движение двумя водомётными двигателями, а его корпус покрыт радиопоглощающим материалом.
Руководство КНР во главе с Си Цзиньпином не скрывает своих намерений однажды вернуть Тайвань в «родную гавань» и наращивает военно-морские силы для этой цели. Вероятной (и очень рискованной) десантной операции, скорее всего, будет предшествовать длительная морская блокада острова, с которой тайваньские власти надеются справиться при помощи вмешательства американского флота и своих сравнительно небольших сил.
Если, а вернее - когда, коммунистический Китай решит навсегда покончить с Китаем националистическим, мир увидит величайшее морское сражение современности с применением самых передовых военных технологий. Однако высокая вероятность вступления в войну США на стороне Тайваня сводит политику КНР к затянувшейся на долгие годы подготовке.
Материковый Китай готовится и надеется на то, что колоссальные размеры его армии и флота однажды убедят тайваньских сепаратистов сдаться без сопротивления. Убедят ли?
Моряк запаса, специально для проекта @wargonzoya