Что на самом деле общего у Lada Iskra и Renault Logan?
Вы точно это слышали. В новостях, обзорах, спорах на форумах постоянно мелькает магическое слово «платформа». «Новый кроссовер построен на платформе от седана», «Lada Iskra и Renault Logan делят одну платформу», «В Geely Monjaro заложены технологии Volvo, потому что у них общая платформа CMA».
Для большинства это звучит как нечто абстрактное. Это просто днище? Или подвеска? Или это просто маркетинговый трюк, чтобы продать нам одну и ту же машину в разной обертке?
Правда гораздо глубже и интереснее. Платформа — это не просто деталь. Это инженерная и экономическая философия, которая определяет, каким будет автомобиль еще до того, как дизайнер нарисует его первый эскиз. Давайте разберемся, что это такое на самом деле, почему это выгодно производителям и что это дает (или отнимает) у нас, покупателей.
А для вас важно, на какой платформе построен автомобиль? Или главное — дизайн и опции? Поделитесь мнением в комментариях!
Глава 1. Разрушение мифа: Что НЕ является платформой
Для начала давайте определимся, чем платформа не является, чтобы отбросить все лишнее. Это не взаимозаменяемые детали, а скорее набор правил и чертежей.
Это не просто «пол» или «днище». Хотя пол (floorpan) — важнейшая часть платформы, это далеко не все. Volkswagen Tiguan (кроссовер) и Volkswagen Golf (хэтчбек) построены на одной платформе MQB, но их днища очевидно разные по длине. Платформа задает не конкретную деталь, а принципы конструирования силовой структуры пола и точки крепления ключевых элементов.
Это не «кузов». Внешние панели — двери, крылья, капот, крыша — это то, что инженеры называют «верхней шляпой» (top hat). Они могут быть абсолютно разными на одной и той же платформе. Посмотрите на Peugeot 208 и Opel Corsa. Внешне это совершенно разные автомобили, но под их «кожей» скрывается одна и та же платформа CMP.
Это не двигатель и коробка передач. На одну платформу могут устанавливаться совершенно разные силовые агрегаты. Платформа определяет геометрию моторного отсека и унифицированные точки крепления силового агрегата. Это позволяет на одну и ту же «тележку» ставить и бензиновый 1.5 TSI, и дизельный 2.0 TDI, и даже гибридную установку.
Платформа — это то, что скрыто от глаз. Это скелет и нервная система автомобиля.
Глава 2. Технический разбор: «Скелет и нервная система» автомобиля
Современная автомобильная платформа (или «архитектура») — это унифицированный набор ключевых компонентов и, что еще важнее, точек их крепления и взаимного расположения. Это своего рода инженерный конструктор LEGO, из которого можно собрать разные по виду, но родственные по сути машины. Давайте разберем его на составные части.
1. Силовая структура основания кузова (Скелет)
Это самая важная и дорогая в разработке часть, «ДНК безопасности» автомобиля. Именно здесь закладывается будущая жесткость, управляемость и то, как машина поведет себя при ДТП.
Моторный щит: Перегородка между салоном и моторным отсеком. Его форма и расположение — одна из самых неизменных частей платформы, так как она определяет компоновку подкапотного пространства.
Передние и задние лонжероны, пороги, центральный тоннель: Это главные силовые элементы из высокопрочных и сверхвысокопрочных сталей. В них инженеры закладывают программируемые зоны деформации, которые сминаются при ударе, поглощая его энергию и сохраняя жизненное пространство в салоне. Разработка и тысячи часов краш-тестов этой структуры — самая затратная часть создания платформы.
2. Принципиальная схема подвески и рулевого управления (ДНК шасси)
Платформа определяет не конкретные амортизаторы и пружины (их жесткость можно менять), а тип подвески и точки ее крепления к кузову.
Тут мы подходим к главному вопросу: как на одной платформе MQB у Skoda Octavia с мотором 1.6 сзади стоит балка, а с 1.8 — многорычажка?
Ответ — модульность. Современная платформа — это не монолит. Инженеры VAG изначально спроектировали заднюю часть платформы MQB так, чтобы на одни и те же точки крепления на кузове можно было установить два разных модуля задней подвески:
Модуль 1 (дешевый): Простая и дешевая в производстве полузависимая торсионная балка. Ее устанавливают на менее мощные и более доступные версии (до 150 л.с.), где ее характеристик вполне достаточно.
Модуль 2 (дорогой): Более сложная и дорогая независимая многорычажная подвеска. Она обеспечивает лучшую управляемость и комфорт, поэтому ее ставят на мощные и дорогие версии (свыше 150 л.с., полноприводные), чтобы реализовать их потенциал и оправдать цену.
Это гениальное инженерное и экономическое решение, позволяющее гибко конфигурировать автомобиль под разную мощность и цену. То же самое касается и рулевого управления: место крепления рулевой рейки и ее тип (например, с электроусилителем на валу или на самой рейке) также закладывается в платформу.
3. Компоновка силового агрегата (Сердце)
Платформа диктует, как будут расположены двигатель и коробка передач — поперечно или продольно. Это определяет весь характер автомобиля. Также платформа унифицирует точки крепления (опоры) двигателя и трансмиссии, что позволяет ставить в один и тот же моторный отсек разные по объему и типу двигатели без переделки кузова. Например, платформа Toyota TNGA-K (Camry, RAV4) подразумевает поперечное расположение мотора и передний привод как базовый.
4. Электрическая и электронная архитектура (Нервная система)
В современном автомобиле это едва ли не важнее «железа». Платформа определяет расположение основных жгутов проводки, места установки ключевых электронных блоков (ECU) и, самое главное, протоколы их общения (CAN-шина). Именно поэтому у разных моделей, построенных на одной платформе, могут быть абсолютно одинаковые мультимедийные системы, блоки климат-контроля, приборные панели и, что важнее, системы помощи водителю (ADAS).
Глава 3. Экономика и здравый смысл: Зачем это нужно?
Ответ прост: деньги и время.
Разработка новой платформы с нуля — это астрономически дорого. Это миллиарды долларов, которые уходят на расчеты, компьютерное моделирование, тысячи часов краш-тестов и испытаний. Чтобы «отбить» эти затраты, производитель должен использовать эту платформу на десятках моделей и выпустить миллионы автомобилей.
Экономия: Создав одну успешную платформу, концерн может построить на ней седан, хэтчбек, кроссовер и даже компактвэн, меняя лишь «верхнюю шляпу» и настройки.
Скорость: Вывод новой модели на рынок ускоряется в разы. Не нужно заново проводить краш-тесты силовой структуры или разрабатывать геометрию подвески.
Унификация: Упрощается производство и логистика запчастей.
Глава 4. Разбор на примерах: От Logan до Volkswagen
Теперь, зная теорию, давайте посмотрим на примеры.
Lada Iskra и Renault Logan (Платформа CMF-B)
Что у них общего на самом деле? Силовая структура пола, моторный щит, точки крепления передней подвески McPherson и задней полузависимой балки, общая электрическая архитектура. Именно поэтому у них схожие пропорции колесной базы и салона.
Что разного? Полностью оригинальные внешние панели кузова, свой дизайн интерьера, свои настройки подвески (для «Искры» ее наверняка адаптировали под российские дороги, сделав мягче и энергоемчнее), возможно, другие калибровки двигателя.
Geely Monjaro и Volvo XC40 (Платформа CMA)
Что у них общего на самом деле? Помимо силовой структуры и геометрии подвесок (спереди McPherson, сзади — многорычажка), у них общая продвинутая электронная архитектура. Это значит, что в Monjaro заложены те же протоколы безопасности, те же возможности для интеграции гибридных систем и те же принципы работы ассистентов водителя, что и в Volvo. ДНК безопасности Volvo вшита в сам «скелет» и «нервную систему» Geely.
Что разного? Двигатели, настройки 8-ступенчатой АКПП Aisin (хотя коробка одна и та же), дизайн кузова и интерьера, и, конечно, калибровки электронных систем и итоговые настройки подвески.
Volkswagen Golf, Skoda Octavia, Audi A3, VW Tiguan (Платформа MQB)
Что это? MQB (Modularer Querbaukasten - Модульная поперечная матрица) — это, возможно, самая известная платформа в мире. Ее гениальность в гибкости. У нее есть только одна неизменная величина: расстояние от оси передних колес до педального узла. Все остальное — колесная база, ширина колеи, передний и задний свесы — можно растягивать или сжимать.
Что это дает? Возможность построить на одном «конструкторе» абсолютно разные классы автомобилей: от хэтчбека Golf до 7-местного кроссовера Kodiaq. При этом у них будет общая «мозговая» архитектура, одинаковые двигатели и коробки, и схожие по конструкции подвески.
Peugeot 208 и Citroen C4 (Платформа CMP)
Что это? CMP (Common Modular Platform) — платформа концерна Stellantis для компактных автомобилей. Ее ключевая особенность — она изначально проектировалась как мультиэнергетическая.
Что это дает? На одной и той же сборочной линии можно производить как бензиновый Peugeot 208, так и полностью электрический Peugeot e-208. Место под днищем для бензобака и выхлопной системы спроектировано так, чтобы туда же идеально вписывалась тяговая батарея. Это колоссальная экономия на производстве.
Заключение
Так что же такое платформа? Это не «значок». Это фундаментальный инженерный набор, который определяет жесткость кузова, пассивную безопасность, управляемость, компоновочные решения и электронный потенциал автомобиля.
Это не хорошо и не плохо, это — современная реальность автомобилестроения. Благодаря платформенному подходу мы получаем доступ к более безопасным и технологичным решениям в более доступных автомобилях. Главное — понимать, что из общего «скелета» два разных бренда могут сделать совершенно разные по характеру, дизайну и ощущениям от вождения автомобили.