Найти в Дзене
Тёмный историк

Как Польша пыталась стать колониальной державой

Первая мировая война завершилась крахом сразу нескольких империй, на европейской карте появились новые государства «малых народов».

Вот только эти «малые народы», получив независимость, сами нередко жаждали превращения в «нечто большее». Впрочем, «Вторую Речь Посполитую» сложно назвать «малым государством».

Этнографическая карта межвоенной Польши.
Этнографическая карта межвоенной Польши.

Межвоенная Польша была довольно крупной страной, при этом амбиции Варшавы всё же обгоняли её реальные возможности.

Но до 1939 года правящая польская верхушка ободрялась итогами Советско-польской войны, по результатам коей удалось получить довольно обширные территории с не-польским населением.

Ну ещё был захват Виленского края («мятежным генералом» Желиговским), досталось от панов на этот раз вполне капиталистической Литве, как в будущем достанется и Чехословакии.

К 1939 году население «Второй Речи Посполитой» практически достигло отметки в 35 миллионов человек.

Для Европы это довольно солидно, почти что уровень Франции того времени. Правда, согласно результатам переписи 1931 года, лишь примерно 69% населения считали своим родным языком польский.

И выход к морю так себе... Для колониальной державы — не очень позиция.
И выход к морю так себе... Для колониальной державы — не очень позиция.

Всё же польское руководство было преисполнено оптимизма, видя себя в роли ключевого государства меж Балтикой и Черным морем. Силы, которая якобы не уступала СССР, Германии или вчерашней Антанте.

Кстати говоря, поляки в довоенный период склонны были завышать свои возможности на полях сражений (в том числе перед представителями Франции и Британии), что в 1939 году в том числе и привело к известному результату.

Одновременно такой подход в общем-то серьезно отдалил поляков от тех же французов, которые в 1920 году очень помогли Варшаве, снаряжением и военными специалистами.

Но поляков не устраивали только «междуморные» амбиции (Польша от моря и до моря). Очень уж хотелось новому изданию Речи Посполитой стать ещё одной колониальной державой, на уровне хотя бы Италии, для начала.

Вообще, вопреки распространенному мнению, колонии — штука затратная.

Польский колониальный плакат... 1939 года выпуска.
Польский колониальный плакат... 1939 года выпуска.

Инфраструктура (даже если вы пришли «организованно грабить» — без неё не обойтись), колониальные войска, мощный флот... всё это стоит недешево. Есть примеры и абсолютно убыточных колоний.

В тот исторический момент, когда британцы и французы не совсем понимали, что делать со своими подмандатными территориями («свалившимися» на них после Первой мировой и потребовавших дополнительных ресурсов для контроля), поляки мечтали о своих колониях.

Но не только мечтали, были и конкретные политические, экономические, даже «пропагандистско-культурные» действия:

«Сенат Польши в феврале 1933 года потребовал от правительства поставить вопрос о предоставлении колоний в Африке в Лиге Наций, что министр иностранных дел Ю. Бек и сделал в 1936 году, предложив расширить комиссию по мандатам.

Поляки требуют для себя колоний.
Поляки требуют для себя колоний.

Польша требовала для себя Того и Камерун и, возможно, передачу ей части португальских владений.

При содействии «Морской и Колониальной лиги» началась эмиграция в Африку, основывались польские поселения в Анголе и Либерии, были собраны средства для постройки подводной лодки.

С 1934 года эта организация не раз проводила шумные демонстрации с соответствующими лозунгами, а с 1938 года - еще и «Дни колоний», в программе которых были даже поездки участников в Италию для «обмена опытом...» (с) Р. А. Сетов. Тектоника войны. 1939 год.

Тут стоит отметить, что колониальная Португалия была одной из самых нищих и слабообразованных стран в Европе. А колониальные войнушки будут забирать жизни португальской молодежи вплоть до второй половины XX века.

И вряд ли бы «Польша поднялась», получив таки под свое чуткое управление какие-то африканские колонии (тем более, что реально прибыльные территории уже давно поделили).

И даже свои «пробковые шлемы» у поляков были.
И даже свои «пробковые шлемы» у поляков были.

Италия Муссолини захватила Эфиопию, потратив на кампанию кучу сил и средств, но это ей в дальнейшем не помогло, скорее наоборот.

Ещё одним направлением «колониальных устремлений» для поляков была, внезапно, Южная Америка. Упомянутая «Морская и Колониальная лига» выкупила в Бразилии 250 000 гектаров земли, ведь в регионе Парана польские эмигранты составляли аж 18% населения.

Бразильские власти в 1930-е годы испугались не на шутку, допуская вариант колониального вторжения поляков. Так что «лигу» объявили нехорошей запрещенной организацией, а местных польских эмигрантов и их потомков предупредили о последствиях.

Польские колонисты пытались основать поселение в Перу, но в результате «великой депрессии» у государства закончились деньги на подобные акции.

Всё же Африка почему-то занимала умы поляков больше.

Поляки помимо прочего занимались подготовкой либерийской армии.
Поляки помимо прочего занимались подготовкой либерийской армии.

К примеру, упомянутый министр иностранных дел Польши Ю. Бек на полном серьезе предлагал отправить польских же евреев... на Мадагаскар.

Больше того, поляки официально (!) выдвинули это предложение Лиге Наций в 1937 году. Для предприятия выделили государственные деньги, в нем приняли участие и французские представители.

Помимо этого, поляки отправляли экспедицию в Анголу, пытались превратить Либерию в протекторат. Но там в итоге выяснилось, что проекты-то убыточные и одно дело — восхищаться «эстетикой пробкового шлема», бегая с плакатами по Варшаве, другое — самому ехать в африканскую глушь.

При всех этих амбициях и хотелках, промышленный уровень Польши был низким, уступая той же Чехословакии. Обеспечить свою армию всем необходимым в случае продолжительной войны поляки не были способны. Но стабильно рисовались перед «западными партнерами», что могло сыграть осенью 1939 года свою роковую роль.

Лев Николаевич Гумилёв писал, что поляки — народ боевой, но при этом весьма чванливый и задиристый. Готов поверить, что польская гусария в XVII веке, оказавшись на месте испанских конкистадоров, добилась бы не меньших результатов. Но на дворе стоял XX век и более приземленные задачи... Обложка: Chat GPT.
Лев Николаевич Гумилёв писал, что поляки — народ боевой, но при этом весьма чванливый и задиристый. Готов поверить, что польская гусария в XVII веке, оказавшись на месте испанских конкистадоров, добилась бы не меньших результатов. Но на дворе стоял XX век и более приземленные задачи... Обложка: Chat GPT.

Да, англо-французы заранее отводили полякам незавидную роль «мальчика для битья». Но были убеждены, что Польша, столь уверенная в себе, продержится от четырех месяцев до полугода.

В общем, конечно, Третий Рейх в 1939 году являлся агрессором и куда более опасным хищником. Но межвоенную Польшу не назвать миролюбивым и скромным национальным государством.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!