Шарль Ле Муан – выдающийся человек сам по себе, но славен он своими 10 сыновьями, сражавшимися за Францию. Среди них 4 губернатора и военачальник, который всегда побеждал. Шарль был сыном нормандского трактирщика. Его дядя служил хирургом у иезуитов в Канаде. В 1641 году 14-летний племянник отправился туда же и поступил на службу в миссию в стране гуронов.
Иезуиты построили миссию Святой Марии в тысяче километров от французских поселений. Местные относились к странным людям в чёрном по-дружески, хотя мало кто слушал их и принимал христианство. Терпимость гуронов сыграла с ними злую шутку. Скопление европейцев в самом сердце их территории привело к быстрому распространению болезней. С 1634 по 1642 год вымерло от половины до двух третей населения. Ирокезы, которые пока что не так сильно страдали от эпидемий, в 1649 году завоевали Гуронию. Это была война на истребление. Немногие выжившие бежали в далёкие земли – от Квебека до современного Огайо. Несколько миссионеров погибло мученической смертью от рук ирокезов, а остальным также пришлось бежать.
Шарлю повезло уехать оттуда до начала большой войны – в 1645 году. Он стал переводчиком с индейских языков, клерком и солдатом в форте Труа-Ривьер. Через год он оказался в Виль-Мари (Монреале) – самом западном французском поселении. Набеги ирокезов были частью повседневной жизни. В 1646 и 1648 годах Шарль захватывал пленных в стычках. Весной 1651 он и другой поселенец спаслись от резни, в которой погибло несколько их товарищей (ещё один, молодой Жан Сико (1627–1667), чудом выжил с содранным скальпом). В июне того же года Ле Муан отбил очередную атаку и был награждён должностью заведующего складами. В 1653 году он провёл переговоры, которые закончились миром.
На следующий год Шарль женился на Катрин Тьерри Примо (ему было 27 лет, а ей 14) и получил от губернатора денежный подарок и 90 акров земли. В 1655 он и командир гарнизона Ламбер Клосс устроили засаду и захватили пленных, включая вождя. В 1657 он приехал в город Квебек и обменял своих пленных на захваченных французов. В феврале 1661 года, во время нападения 160 индейцев, он оказался безоружным и чуть не попал в плен. Его спасла соседка мадам Дюкло, которая подбежала к нему с охапкой мушкетов. В феврале 1662 Ламбер Клосс был убит. Летом 1665 Шарль попал в плен. Гараконтье, вождь онондага и друг французов, в декабре добился его освобождения.
После 1666 года Ле Муан не воевал (ему было уже за 40), но служил Франции как переводчик и переговорщик. Уважение, которым он пользовался среди индейцев, делало его очень важной фигурой. В 1668 он получил дворянство, а в 1673 ему была дарована сеньория Шатоге – “за усердие, которое он всегда проявлял на службе королю”. Он стал зваться сьёр Шарль Ле Муан де Лонгёй де Шатоге. Также он скупил много земель. К моменту своей смерти (в 1685 году в возрасте 58 лет) он был самым богатым жителем Монреаля.
Катрин управляла делами после смерти мужа. Она умерла в 1690 году в возрасте около 50 лет. У них были дочери Катрин и Мари-Анна (обе вышли замуж за офицеров) и 12 сыновей. 10 сыновей дожили до взрослого возраста. Вот их список по старшинству. Приставка к фамилии каждого – название сеньории. Две сеньории после смерти бездетных старших братьев перешли по наследству к младшим.
Шарль Ле Муан де Лонгёй (1656–1729) – офицер, участник войны с ирокезами и обороны Квебека от англичан (1690). Приёмный сын племени онондага, каждый год ездивший в дипломатические миссии к ирокезам. Мэр Монреаля, губернатор Труа-Ривьер, губернатор Монреаля, временно исполнял обязанности губернатора Новой Франции. Людовик XIV дал ему, внуку простолюдина, титул барона.
Жак Ле Муан де Сент-Элен (1659–1690) – офицер. Ходил с братом Ибервилем в экспедицию на Гудзонов залив. В 1690 году командовал резнёй в Скенектади, где было убито 60 голландских колонистов (такая жестокость была всеобщей – на полгода раньше произошла резня французских колонистов в Лашине). Участвовал в обороне Квебека, был смертельно ранен в возрасте 31 года.
Пьер Ле Муан д’Ибервиль (1661–1706) – величайший из Ле Муанов. Офицер и капер, не проигравший ни одного сражения и завоевавший для Франции Гудзонов залив. Основатель Луизианы.
Поль Ле Муан де Марикур (1663–1704) – офицер, переводчик и дипломат. Ходил с братом Ибервилем в экспедицию на Гудзонов залив. Командовал артиллерией в осаждённом Квебеке. Был очень популярен среди индейцев, стал приёмным сыном племени онондага, успешно провёл переговоры с ирокезами, закончившиеся Великим Монреальским миром 1701 года.
Франсуа Ле Муан де Бьенвиль (1666–1691) – офицер. Убит в бою с ирокезами в 25 лет.
Жозеф Ле Муан де Сериньи (1668–1734) – капитан корабля, командующий войсками в Гудзоновом заливе и Луизиане, губернатор Рошфора.
Луи Ле Муан де Шатоге (1676–1694) – офицер. Убит в бою с англичанами в 18 лет.
Жан-Батист Ле Муан де Бьенвиль (1680–1767) – морской офицер, сражавшийся под началом Ибервиля с англичанами и испанцами. Губернатор Луизианы, основатель Мобила, Нового Орлеана и Билокси. Прожил дольше всех из семьи, вряд ли к своему счастью: при его жизни его родную Канаду отдали англичанам, а любимую Луизиану – испанцам.
Габриэль Ле Муан д'Ассиньи (1681–1701) – гардемарин, участвовавший в луизианской экспедиции Ибервиля. Умер на Гаити в 20 лет.
Антуан Ле Муан де Шатоге (1683–1747) – капитан, губернатор Французской Гвианы и Иль-Руаяль (Кейп-Бретона).
Вот такой колониально-военный социальный лифт: или погибаешь молодым, или поднимаешься так высоко, как никогда не поднялся бы в метрополии. Ле Муаны в большинстве своём были любимцами Фортуны. Но, конечно, и сами не плошали. Шарль определённо был хорошим отцом, который заботился о семье и научил сыновей всему, что умел.
Кстати, монреальская затворница Жанна Ле Бер была его племянницей, дочерью его младшей сестры Жанны.
Источники: https://www.wikitree.com/wiki/Le_Moyne-8