Начну воскресный пост нашей рубрики «Искусство о войне» с одной истории. В 1940 году к известному художнику Пабло Пикассо, жившему в тогда оккупированном гитлеровцами Париже, пришло гестапо с обыском и допросом. Немецкий офицер взял с рабочего стола художника открытку и пристально её рассмотрел.
– Это вы сделали? – спросил он.
– Нет, это сделали вы, – ответил Пикассо.
На открытке была репродукция картины «Герника», написанной Пикассо в 1937 году. Сейчас это полотно символизирует тот ужас, который принёс Европе фашизм.
Художник сторонился политики, однако события, сподвигшие его написать картину, изменили его мировоззрение. Впоследствии, после освобождения Парижа, в 1944 году Пикассо уже вступит в компартию.
Но сначала была Гражданская война в родной Испании. Республиканское правительство сделало Пикассо, который давно уже жил и работал в Париже, директором одного из крупнейшего в Европе художественного музея Прадо в Мадриде, тем сам сделав художника сторонником республиканцев «на удалёнке».
А в 1937 году состоялась бомбардировка Герники – исторического центра Страны Басков. Налёт на город осуществили «добровольческие» подразделения немецких люфтваффе – «добровольцы» из стран-союзников воевали с обеих сторон.
Обоснованием для бомбового удара стало наличие в Гернике военных заводов и республиканских подразделений. Однако город подвергся ковровой бомбардировке. В результате сброса нескольких тысяч бомб и возникшего пожара Герника была практически полностью разрушена.
Данные по жертвам разнятся, но если верить современным подсчётам, то только погибших было около 900 человек. Испанские националисты сначала отрицали сам факт бомбардировки и утверждали, что республиканцы сами себя подожгли (знакомое утверждение, не правда ли?), а потом признали жертвами… 12 человек.
Но история получила большой резонанс благодаря журналисту The Times, который находился в Гернике и детально, с фото отразил последствия бомбёжки.
Да, Европа уже пережила ужасы Первой мировой, однако таких авианалётов она пока не знала. Пусть меня поправят профессиональные историки, но, по-моему, бомбардировка Герники если не первая, то одна из первых массированных воздушных бомбардировок.
Пикассо узнал об этой истории из газет, и так был впечатлён этим событием, что сразу принялся за работу. В результате за месяц родилось огромное полотно 7,8 на 3,5 метров. Что же мы видим на картине?
Во-первых, отметим, что картина черно-белая – отсутствие красок и цвета символизирует жуть войны. Полотно нарисовано в привычном для Пикассо и непривычном для обычного зрителя стиле кубизма, где элементы картины состоят из геометрических фигур. Для неподготовленного человека картина напоминает обычный детский рисунок, что недалеко от правды – Пикассо заявлял, что всегда хотел научится рисовать как дети. Дети обладают искренностью и непосредственностью, их рисунки способны оказать сильное впечатление (вспомним открытки, которые школьники рисуют солдатам).
И на картине ребёнок присутствует слева, он лежит мёртвый на руках обезумевшей матери. В центре картины нагромождение, гора, можно сказать, развалины образов, возникшие в результате бомбардировки. Целое рассыпается на части – мы видим разрубленных людей и животных, коня, быка (символ Испании). Если приглядеться, левее мы увидим на стене распластанного, раздавленного, немогущего взлететь голубя (символ мира). Справа горит дом и человек.
Картина «вопит» – мы видим вопль матери, сжимающей в руках своё мёртвое дитя, «вопящую» лошадь, кричащего в пламени пожара человека справа. Мы видим жуткие, надутые и парящие как воздушные шары головы – души погибших.
И над всем этом горит фонарь, в котором угадывается глаз. Глаз символизирует Бога (вспомним, например, масонскую пирамиду с глазом). Только здесь Бога нет, глаз излучает холодный электрический свет, он символизирует прогресс, который и привёл к войне и массовым убийствам.
Вот такая моя трактовка этой картины. В своё время мне повезло её увидеть в Национальном музее Мадриде, где она сейчас находится. В целом, глядя на неё, зритель и сам становится контуженным от последствий той бомбардировки. Как будто по голове ударили и всё в сознании перемешалось, такое действие она может оказать.
Позже я был в разрушенном Мариуполе, городе, который украинские неонацисты напичкали оружием, и из жилых кварталов которого сделали укрепрайоны, чтобы потом прикрываться мирными жителями, как живым щитом. И когда украинская пропаганда обвиняет Россию в том, что она разрушила город, я говорю:
– Нет, это сделали вы.
Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр) специально для @wargonzoya