Размышляя о русской истории, невозможно обойти вниманием фигуры правителей, ведь их поступки всегда были на виду. Но руководитель ведет народ не только по собственной воле, а в значительной степени туда, куда диктует история. Как говорил один из вождей, задача лидера – знать, куда хочет идти народ, чтобы повести его именно в том направлении.
Русская цивилизация является одной из трёх десятков, существовавших в истории человечества, и одной из десяти, сохранившихся до наших дней. Она, наряду с китайской и индийской, почти полностью совпадает с границами государства. При этом важно подчеркнуть: речь идёт о границах исторической России в целом, а не Российской Федерации в её нынешнем виде. Украина и Белоруссия – не только части русской цивилизации, но и части единого народа. Средняя Азия, долгое время развивавшаяся самостоятельно, оказалась под мощным воздействием русской цивилизации и вошла в её состав. История России знала периоды распада и последующего воссоединения, и сегодня мы вновь переживаем подобный этап.
Формирование русской цивилизации в первую очередь определили географические факторы. Главный из них связан с тем, что она сложилась к востоку от нулевой изотермы января, то есть в регионах, где средняя температура зимнего месяца опускается ниже нуля. Это породило целый ряд последствий. Сельскохозяйственный сезон в таких условиях значительно короче, чем в странах Западной Европы. Поэтому в течение короткого времени крестьяне были вынуждены работать на пределе сил, а затем наступал период отдыха и подготовки к следующему циклу. Отсюда особенность русского характера – высокая ценность умения перенапрягаться и терпимость к ошибкам, неизбежным при такой системе труда.
Другим следствием климата стало то, что сельскохозяйственное производство на душу населения всегда было меньше, чем в Европе. В те эпохи, когда именно сельское хозяйство определяло благосостояние общества, это означало меньше возможностей содержать армию, образованных людей и управленческий аппарат. Даже сейчас, когда земледелие утратило первостепенное значение, этот фактор продолжает сказываться.
Не менее важна и специфика происхождения Руси. Государство возникло вдоль торгового пути между Балтийским и Черным морями, известного как Янтарный путь или путь «из варяг в греки». Восточная Римская империя (Византия), потерявшая доступ к привычным дорогам на Западе, обратила внимание на эту цепочку рек и волоков. Чтобы торговля была безопасной, вдоль пути должно было существовать сильное государство, которое обеспечивало бы защиту от разрозненных грабителей. Именно так и возникла Русь.
Историю русской государственности принято отсчитывать с 862 года, когда Рюрик был приглашён княжить в Новгород. Однако реальное государство сложилось раньше, примерно в VII веке, ещё до появления письменности у славян. Отсюда особое отношение к государству в России: оно стало жизненно необходимым институтом, обеспечивающим безопасность и порядок. Работа на государство по сей день считается престижной, тогда как к торговле долго относились с недоверием, так как в первые века большинство торговцев были иностранцами.
Существенным фактором стало и отсутствие у России естественных границ. На протяжении веков страна подвергалась нападениям с разных сторон и могла защититься только при условии, что угрозы не приходили одновременно. Поэтому Россия строго придерживалась заключённых мирных договоров, чтобы не давать поводов для объединения соседей против неё. В отличие от Англии, защищённой морем, русская цивилизация привыкла опираться на честность и верность слову, тогда как англосаксонская традиция формировалась на принципе столкновения континентальных держав и воспринимала обман и вероломство как естественный инструмент политики.
Низкая плотность населения по сравнению с Западной Европой также наложила отпечаток. Если англосаксы традиционно опасались перенаселения, то в России всегда считали, что людей мало. Это убеждение сохраняется и сегодня. Именно поэтому русская цивилизация отличается высокой интегристичностью – способностью впитывать достижения других народов и включать их представителей в собственную культуру. Одесса – один из ярких примеров. Основанный как многонациональный город, он вобрал в себя выходцев из самых разных регионов, но именно это сделало его по-настоящему русским.
Постоянная нехватка людей имеет и политическое следствие: в России редко возникает сильная и вменяемая оппозиция. Большинство компетентных людей находят применение в государственных структурах. Поэтому появление многочисленной оппозиции всегда свидетельствовало о серьёзных проблемах в государственном устройстве. В XIX веке это породило явление «лишних людей», известных нам по литературным героям Онегину и Печорину. Сегодня, напротив, большая часть оппозиции невменяема, что в рамках русской цивилизационной традиции является показателем относительной устойчивости.
Все эти особенности сказывались и на правителях. Уже Рюрик, по наиболее распространённой версии происходивший из скандинавского рода Скьёльдунгов, оказался у истоков государственности, которая формировалась не по воле одного человека, а под влиянием исторической необходимости.