Найти в Дзене
ОЗАБОЧЕННЫЙ КИНОМАН

Самые яркие фильмы с Венецианского кинофестиваля

Оглавление

Вчера (6 сентября) завершился 82-й Венецианский международный кинофестиваль. Главный приз — «Золотой лев» — получил Джим Джармуш за фильм «Отец, мать, брат, сестра».

Венецианский кинофестиваль — старейший в мире и один из самых престижных наряду с Каннским и Берлинским. Он проходит в конце лета и начале осени, завершая сезон и предваряя наградной оскароносный период. Авторские фильмы, представленные на фестивале, как правило, будут радовать зрителей весь следующий год.

Давайте вспомним, какие фильмы, показанные на Венецианском кинофестивале за последние пять лет, заслуживают особого внимания? Вот десять выдающихся картин, на мой взгляд.

«Наш отец» (2020, реж. Клаудио Ноче)

-2

Итальянский драматический фильм разворачивается в Риме 1976 года. Десятилетний Валерио, сын полицейского Альфонсо, живет в престижном районе в роскошном доме с прислугой. Однако его безмятежное детство рушится, когда на отца совершают покушение. К счастью, Альфонсо выживает, но тревога поселяется в сердце Валерио. Вскоре мальчик встречает Кристиана, на несколько лет старше, одинокого, смелого и храброго. Кристиан появляется внезапно и помогает Валерио справиться с трудностями.

«Наш отец» — полуавтобиографический фильм, основанный на реальных событиях. В 1976 году пытались убить заместителя комиссара полиции Альфонсо Ноче, отца Клаудио (режиссёра картины).

На Венецианском международном кинофестивале фильм получил Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль.

«Ученик» (2020, реж. Чайтанья Тамхане)

-3

Индийский драматический фильм 2020 года на маратхи, созданный Чайтаньей Тамханой. Лента вошла в основную программу 77-го Венецианского кинофестиваля, став первым индийским фильмом после «Свадьбы в сезон дождей» (2001) на этом престижном событии. В Венеции картина получила приз Международной федерации кинопрессы FIPRESCI.

Главный герой, Шарад Нерулкар, посвятил жизнь индийской классической музыке, следуя традициям и дисциплине своих гуру и отца. Однако с годами он начинает сомневаться, возможно ли достичь совершенства.

Фильм исследует стремление человека к смирению в обществе, где саморефлексия играет ключевую роль. Лента больше сосредоточена на пути героя, чем на конечном пункте. Она заставляет задуматься, что ученик никогда не станет учителем, если предмет его обучения — его собственная жизнь.

Режиссёр мастерски создаёт образы через мелкие детали. Зрители замечают тонкие изменения в тоне и поведении персонажей, которые отражают течение времени и внутренние изменения главного героя.

«Главная роль» (2021, реж. Мариано Кон, Гастон Дюпра)

-4

Испано-аргентинская сатирическая комедия рассказывает о миллиардере, который мечтает вписать своё имя в историю. Он решает создать идеальный конкурсный фильм и нанимает для этого лучшего режиссёра — модную и эксцентричную Лолу Куэвас. Главные роли в картине исполняют секс-символ из «мыльных опер» Феликс и театральный актёр Иван. Им предстоит сыграть братьев Педро и Мануэля, чья вражда началась после гибели родителей в автокатастрофе — по вине Мануэля. Однако съёмки проходят сложно из-за постоянных ссор между актёрами.

«Главная роль» — отличается динамичностью, без излишней фальши или реализма. Он является сатирой на киноиндустрию, особенно на фестивальный артхаус и его создателей. Можно отметить, что в фильме много юмора на тему актёрского тщеславия, режиссёрской претенциозности и примитивности продюсеров.

«Незнакомая дочь» (2021, реж. Мэгги Джилленхол)

-5

Немолодая преподавательница английского языка Леда проводит отпуск вдали от родных. Она в разводе, её дочери живут с отцом, и ей одиноко. В поездке Леда встречает молодую мать Нину и ощущает тревожное притяжение. Нина напоминает Леде о тайнах её прошлого и раннем материнстве, о которых она долго пыталась забыть.

«Незнакомая дочь» — это не фильм-анализ, а фильм-констатация. Джилленхол показывает, что не все люди должны становиться родителями, и давление общества, которое утверждает, что каждый должен родить ребёнка, в итоге делает несчастными как родителей, так и их детей. Это пока ещё немного угловатая, но достаточно сильная психологическая драма о рефлексии и душевном дискомфорте.

В Венеции фильм был отмечен призом за лучший сценарий. Позже он получил несколько номинаций на «Оскар», включая за лучшую женскую роль для Оливии Колман и за лучший адаптированный сценарий.

«Грани любви» (2022, реж. Ребекка Злотовски)

-6

Картина рассказывает о простом, но трогательном сюжете: учительница Рэйчел влюбляется в Али и сближается с его четырехлетней дочерью. Она искренне привязывается к ребенку, но неизвестно, сможет ли завоевать сердце девочки.

Фильм получил много критики за недостаточно проработанные характеры персонажей и чрезмерное внимание к главной героине, из-за чего остальные персонажи кажутся второстепенными. Однако стоит отметить актерскую игру, музыкальное сопровождение, операторскую работу, а также саму историю и ее подачу.

«Личная жизнь» (2022, реж. Кодзи Фукада)

-7

Японская драма 2022 года от режиссёра Кодзи Фукады — это история о Таэко, которая живёт с мужем Джиро и сыном Кеитой в спокойной семейной обстановке. Внезапная трагедия врывается в их жизнь, когда появляется биологический отец Кеиты — глухонемой Парк. Таэко справляется с болью, помогая Парку адаптироваться к новой реальности.

Фильм вызывает искренние эмоции, но некоторые сюжетные ходы и персонажи могут показаться надуманными. Например, развитие второстепенных линий во второй половине картины. Тем не менее, Фукада мастерски прорабатывает характеры, делая их живыми и многогранными.

Эта напряжённая драма выходит за рамки традиционных мелодрам, оставляя глубокое впечатление.

«Я – капитан» (2023, реж. Маттео Гарроне)

-8

Итальянский драматический фильм режиссёра Маттео Гарроне рассказывает историю двух подростков из Сенегала, которые решают сбежать из дома и отправиться в Европу в поисках лучшей жизни. Их путь лежит через пустыню и неспокойное море, где они сталкиваются не только с полицией, но и с охотниками за рабами. Фильм основан на реальной идее режиссёра, вдохновлённой историями африканских мигрантов, пытающихся добраться до Европы.

Картина повествует о поиске лучшей жизни, взрослении, вере и спасении. Во время просмотра зрителей ждёт динамичный сюжет и захватывающие сцены.

Фильм получил «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале и был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

«Меч короля» (2023, реж. Николай Арсель)

-9

В 2023 году датский режиссёр Николай Арсель представил исторический фильм, основанный на романе Иды Йессен «Капитан и Энн Барбара». Действие происходит в Дании середины XVIII века. Король Фредерик V стремится освоить обширные пустоши Ютландии, чтобы принести туда цивилизацию и увеличить налоговые поступления. Эту задачу поручает авантюристу Людвигу фон Калену. Он основывает колонию и начинает выращивать картофель, но сталкивается с сопротивлением влиятельного землевладельца Фредерика Шинкеля.

«Меч короля» — это величественная и в то же время жестокая историческая эпопея, погружающая зрителя в мир политических интриг постфеодальной Европы. Фильм исследует борьбу человека с природой и одержимость идеей, заставляющую героя пожертвовать своими орденами и любовью. Режиссёрская работа впечатляет своей атмосферностью и визуальной красотой, а актёрские исполнения и неожиданные сюжетные повороты держат в напряжении до конца. Картина затрагивает важные темы: ценность семьи, роль женщины как хранительницы очага, мужчины как защитника и ребенка как надежды на будущее.

Фильм получил приз особого упоминания на Венецианском кинофестивале 2023 года и попал в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», хотя и не вошёл в финальный список номинантов.

«Безмолвное братство» (2024, реж. Джастин Курзель)

-10

Американский криминальный боевик и триллер, действие которого разворачивается в 1983 году. Опытный агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу) переезжает из шумного города в провинциальный городок. Вместе с местным полицейским Джейми он начинает расследование. Хаск замечает странные листовки с националистическими лозунгами. Вместе с молодым напарником они выходят на след группы неонацистов во главе с Робертом Джеем Мэтьюсом (Николас Холт). Эта банда планирует государственный переворот и зарабатывает деньги грабежами банков и инкассаторов.

Главный герой вымышлен, но группировка The Order существовала в США в 1983-1984 годах. Фильм впечатляет не столько сюжетом, сколько атмосферой, напоминающей сериал «Настоящий детектив». Отдельно стоит отметить убедительную игру Джуда Лоу и Николаса Холта.

«Горная невеста» (2024, реж. Маура Дельперо)

-11

На 81-м Венецианском кинофестивале фильм получил Особый приз жюри. Это драма с элементами исторической ленты. Действие разворачивается в 1944 году. Место действия — маленькая горная коммуна Вермильо в Южном Тироле. Сюжет сосредоточен на многодетной семье школьного учителя Чезаре Грациадеи. Его дочь Лючия влюбляется в солдата-дезертира Пьетро Ризо. Он сбежал с фронта и прячется в их деревне.

Зритель постепенно погружается в неспешное течение времени на экране. Он словно переносится в альпийский уголок Италии. Холодно-синеватая палитра позволяет увидеть красоту северной природы: лугов, гор и рощ. Операторская работа Михаила Кричмана добавляет истории эмоциональную глубину. Снежные пейзажи и уютные, но холодные домашние сцены создают нужное настроение. Через призму обыденности показаны самобытность семьи, сила любви и предрассудки.

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал «ОЗАБОЧЕННЫЙ КИНОМАН».