Немыслимые события происходят в граде столичном. Не успели мы отойти от новой трамвайной линии по улице Сергия Радонежского, так уже строятся две новых, и они уже практически в завершающей стадии. Речь идёт про проспект Академика Сахарова и Трифоновскую улицу.
Вообще, прямо какое-то удивительное ощущение наблюдать трамвайные рельсы там, где их никогда не было. Просто ощущение какого-то чуда! Уж настолько мы привыкли к тому, что новых линий не бывает.
Решил осмотреть, как идёт процесс строительства. Повторюсь - зрелище само по себе интересное, учитывая, сколько раз на моей памяти это происходило. Итак, поехали!
Начал я с Комсомольской площади, которую саму всю активно перестраивают. Надеюсь, что можно будет, наконец, переходить к трамваям и, вообще, от вокзала к вокзалу без подземных переходов.
Но в данном случае интересен новый третий путь под правым пролётом моста! Теперь трамваи действующей линии следуют по нему, а по старому пути трамваи будут ехать на Сахарова.
В обратном направлении трамваи с Сахарова и Каланчёвской будут объединяться ДО моста. Для них делают новую совместную остановку прямо под мостом - будет очень удобно пересаживаться на МЦД. Сейчас идти до станции очень неудобно.
Выходим непосредственно к Сахарова. Интересно, что тут сделали треугольник: с самого Сахарова можно будет поехать и на Комсомольскую площадь, и на Каланчёвскую улицу. Неизвестно, будет ли это использоваться, хотя по некоторым слухам придётся.
Рельсы выглядят так, будто древние, побитые жизнью. Удивительно осознавать, что они абсолютно новые, ни разу не пользованные, по ним ещё ни одного трамвая не проехало.
Почти вся линия на Сахарова уже готова. Здесь остаются уже финальные приготовления.
Если интересно посмотреть непосредственно на процесс укладки путей, то я, в некотором смысле тут опоздал (хотя дальше будет и такая возможность). А вот как эти места выглядели весной. Никаких ещё путей..
Щитов тоже не осталось.
Конец мая.
Самый главный вопрос, который остаётся - контактная сеть. Линия строится, как беспроводная, провод здесь будет только на концах. А значит работать здесь смогут только специальные вагоны с увеличенным автономным ходом.
На самом деле конечно несколько обидно. Линия сильно улучшает топологию сети и даёт много новых возможностей. Но воспользоваться ими в полной мере нельзя будет. Ни вагоны оперативно переключить, ни маршрут поменять, да и ретро-трамваи там не погоняешь.
Местами плиты ещё накрыты тканью. Так понимаю, тут ещё будут докладывать асфальт (зачем?).
Часть линии пока заложена всякими строительными материалами: трубами, плитами, бытовками. Пути уложены, можно пока и так использовать.
На линии по проспекту Академика Сахарова будет 3 остановки. Платформы для них уже тоже сделали.
Пересечение с Садовым кольцом.
Май/август
На участке между Садовым и Бульварным кольцами есть небольшой участок, где работы пока не завершены. Можно посмотреть, как идёт рельсоукладка.
Можно видеть, что используется здесь бесшпальная технология. Рельсы укладываются на большую бетонную плиту, вниз подкладывается арматурная решётка, и присобачивается всё это специальными винтами. По бокам головки рельсов обкладываются резинками, чтобы уменьшить шумы и вибрации. Такая технология даёт куда меньше шумов и тряски, чем классическая.
Но основные работы проводятся на Мясницкой площади. Здесь ещё до недавнего момента конь не валялся. Но сейчас всё кипит!
Пути, кстати, укладываются на том самом месте, с которого в середине 10х годов были снесены скандальные ларьки.
В центре площади подготовка основания завершена, сетка уложена.
А у метровестибюля уже и сами стальные пути возникают.
Рабочие настраивают стрелку на будущую линию. Кстати, сейчас эта линия действует, трамваи ходят (хотя она в июле закрывалась как раз на установку этих стрелок). Интересно, конечно, что же её тогда сразу не настроили.
Остаётся непонятным вопрос с маршрутами, которые пойдут по новой линии. Этот вопрос до сих пор держится в тайне. Изначально планировалось объединить попарно маршруты 3 с 13 и 37 с 39. Но это бы вышли два безумных монстра, не поддающиеся нормальному регулированию с оборотом в 4-5 часов. Да и где найти столько подходящих вагонов с батарейками, если сейчас таковых на балансе ровно 1?
Остались совсем крошечные нетронутые участки с девственно чистой плиткой :)) Но думаю, сюда строители дойдут в самое ближайшее время, а, может они и уже тут орудуют.
Пока же можно посмотреть на последний кусочек старой незатронутой трамваями Мясницкой площади )) Запомнить, как оно было.
Ну а я направился на вторую линию, на Трифоновскую улицу. На самом деле, линия на самой улице была уже полностью восстановлена в прошлом году, но сейчас тут делают платформы.
Самое интересное - на Рижской площади и вблизи неё. При подъезде к улице Гиляровского встречает плакат, что улица перекрыта.
И действительно, нас встречают заграждения. Текущим летом работы велись только на этом участке.
Кстати, можно видеть, что новые пути - с желобком, а прошлогодние - без желобка.
В общем то, тут тоже всё уже практически готово. И участок на Гиляровского, и разворотное кольцо на площади. Кстати, говорят, что новые пути идут не по тому профилю, что шли раньше, 30 лет назад.
Это же место 3 июля! Ничто не предвещало. Казалось бы, прошло всего 43 дня.
Теперь на Гиляровского будет даже остановка.
Непривычный вид на Рижский вокзал с путями и разворотной петлёй.
Напомню, что линия на Трифоновской улице, в отличие от сахаровской - НЕ новая. Она существовала ранее ещё с довоенных лет, и была временно закрыта 30 лет назад. Дело в том, что она вместе с линией по Гиляровского переходила в линию по проспекту Мира, которая была упразднена в связи с его реконструкцией. Сами Трифоновская и Гиляровского не мешали этой реконструкции, но трамваям было больше некуда по ней идти - обе линии упирались в тупик. Вместо трамвая пустили автобус, ну и отложили решение этого вопроса на потом. Строительство кольца на площади смогло бы решить проблему, но было не до того, и вот его реализовывают только сейчас! Лучше поздно, чем никогда.
По Трифоновской улице ходила легендарная 5-ка, аж в Медведково! Здесь случались составы аж по 3 вагона. В 10-е годы постоянно шли разговоры о восстановлении Трифоновской, но постоянно дело откладывалось. В период работы двусторонних составов из "Татр" на Лесной, когда там не было кольца, были идеи продлить 9-й маршрут сюда, без строительства кольца. Но тогда не сложилось, а сейчас делают полноценно, с кольцом!
Так что хоть трамвайная линия сама здесь и была когда-то, но кольца на этой площади никогда не было. Этот вид тоже для неё - новое.
Уже готова платформа с остановкой. Кстати, что будет с маршрутами здесь, тоже пока непонятно. Линия тоже планируется беспроводной! Возможно пустят один маршрут на оба участка (почему нет?).
Ждать осталось совсем немного. Уже меньше чем через месяц трамвайчики должны понестись по этим вылезающим из ниоткуда и опутывающим улицы города рельсам! Что касается контактной сети, ну посмотрим, как пойдёт. Достроить её никогда не сложно. Может быть со временем к этому и придут.