Взгляд из прошлого.
Недавно прочитала статью на канале «Ура.ру» с заголовком «Умолкающие бубны Ямала.»
Хочется поделиться мыслями, пришедшими во время посещения Музейно-выставочного комплекса имени Шемановского в Салехарде. Музей всеобъемлющий, богатые экспозиции которого погружают в природу Ямала, быт и традиции местных народов.
Экспозиция «Пересечение трёх миров» подчеркивает уникальность жизни на Крайнем Севере, пути выживания человека в суровых условиях арктических зим.
Силы природы, неподвластные влиянию, заставляли приспособиться к ним. Шаманские практики тысячелетиями передавались от одного шамана к другому. Причём принять их мог только один и не по наследству, а тот на которого снизойдёт ‘дух’.
Считалось, что определяется будущий шаман с рождения по множеству примет. Но знания ему должен передать практикующий шаман. Современность отдалила налаженные связи передачи этого мастерства. Шаманы умели очень многое, перечислять в статье нет необходимости.
Сейчас можно сказать - бросьте, это все является пережитком прошлого, являющееся результатом малограмотности и суеверия.
Но ведь шаманы выбирались по большей части из поколений, служивших нравственным примером. Практики многообразны, и их главное направление - помочь людям в выживании, а по большому счету, сохранить этнос.
Христианизация Севера полностью не лишила местные народы традиционных верований, лишь наложила отпечаток.
- Хочется немного рассказать об основателе краеведческого музея Иване Семеновиче Шемановском, в иночестве Иеринархом.
Он возглавлял с 1898 года православную миссию в Обдорске. Образованный дворянин, закончивший Гатчинскую Императорскую семинарию, много путешествовал по роду своей деятельности, обращая в веру самоедов и остяков, как раньше называли ненцев и хантов.
Вот что рассказал иеромонах Ириенарх о том, как попал в коллекцию шаманский бубен- пензер: «… я заметил шаману, что духи, может быть, потому не пришли, что пензер очень старый, что не лучше ли ему продать его, пока имеются покупатели. Старик шаман согласился, и я приобрел у него для миссионерского музея этот музыкальный инструмент, гипнотизирующий суеверных остяков»)
Шемановский приобретал старинные редкие вещи у местных народов для личной коллекции. Уже намного позже, к тому времени, когда его местопребывание в Обдорске завершилось, решил все передать местному музею.
Коллекция насчитывала более 250 экземпляров. Позже напишет: «Я решил, что оставить коллекцию в посёлке будет справедливо, она принесёт больше пользы в краеведческом музее, чем в монашеской келье.»
Шаманизм, как культурный слой, не должен предаваться забвению, его надо сохранить в том или ином виде, пусть в качестве музейных экспонатов.
На фото настоящий костюм шамана с бубном и принадлежностями.
Традиции предков.
Обратила внимание на стенд с атрибутами «Медвежьего праздника» с масками медведя и вырезанными из дерева. Медведь - особенное животное для северных народов.
Праздник устраивали, чтобы задобрить медведя, проведя соответствующие обряды.
- На Верхнем фото, вас это очень удивит- детские погремушки, изготовленные из копыт северных оленей.
Местные народности с большим трепетом относятся к своей родовой принадлежности, испокон веков сохраняя национальные традиции. Необходимо скрепляющее звено для связи поколений.
На Крайнем Севере, в ЯНАО проживают ненцы, ханты, селькупы.
На взгляд европейца, главное отличие заключается в покрое одежды. Но не только - имеет значение узор, цвет, расположение рисунков, богатство орнамента. Так, например, женская одежда ханты отличается от ненецкой тем, что узор на ней существенно богаче: женщины шьют костюмы вручную при дневном свете и свете очага. Чем южнее, тем более длительный световой день, и тем богаче и разнообразнее узор. Впервые на выставке увидела национальные мужские и женские костюмы селькупов:
Ранее в публикациях на канале касалась северной национальной одежды, здесь на фото костюмы ненцев и хантов:
Женские украшения своеобразны, такие, например, как аксессуар накладные национальные косы:
Узоры на них не просты, обозначают принадлежность к роду, служат в качестве оберегов. В целом, подчеркивают социальный статус. Народности Севера в доисторические времена, как знать, может быть и сейчас, поклонялись «Золотой бабе»- сакральному символу успеха, богатства и удачи.
На фото выше неизменная спутница передвижения хантов и ненцев по рекам и протокам лодка-калданка, изготовленная из березы и искусно выложенная внутри берестой. Именно такую лодку, с сидевшими в ней ненцами, впервые увидели на Оби передовые отряды Ермака.
Очень удивил музыкальный инструмент- скрипка «Ных-юх» (ханты).
Понятия не имею, как она звучит, что-то скорее, напоминающее варган. Если кто-то слышал звучание ненецкой скрипки, напишите мнение.
Салехард- многоконфессиональной город. О православных храмах написала в предыдущей статье.
Первую соборную мечеть «Маулюд»построили в городе в 2001 году, является первой на Ямале. Находится в зелёном тихом месте, недалеко от рынка «Дары Ямала». На мой взгляд, строительство мечети было обусловлено приездом турецких строителей. Хотя это можно было сделать и намного раньше, учитывая многонациональный состав города.
- Город Салехард, август 2025 года.
Фото, представленные в статье, являются авторскими, и на них распространяется авторское право.
Буду очень рада новым подписчикам, пожалуйста, поддержите канал. Лайки и комментарии приветствуются. Благодарю искренне.❤️