Сложно представить какой либо другой фрукт или овощ, который при своей обыденности был бы наделен в мировой культуре столь двойственными качествами как яблоко. Яблоко можно полноправно назвать «двуликим» и вечным символом. Уже не одно столетие оно олицетворяет как добро, так и зло, проходя и через все оттенки черного к белому.
От символа вечной молодости, знания и жизни до воплощения самого зла. В преддверии надвигающегося Яблочного Спаса предлагаю нырнуть в недра культурных напластований, окруживших яблоко за тысячелетия столь противоречивыми свойствами.
Древнее яблоко как символ молодости, красоты и раздора
Символика яблока обильно присутствует в фольклоре и мифах многих народов с древнейших времен. Не удивительно, это неприхотливое дерево было одомашнено человеком одним из первых. А широкое употребление его кисло-сладких плодов сделало популярным от юга Италии до заснеженных просторов Севера Европы и территорий, занимаемых Россией в честности.
Так у древних греков яблоко, а вернее золотые яблоки, что росли в прекрасном саду у берегов реки Океан Гесперид, выступали символом вечной молодости. Охрану их нес зловещий дракон Ладон. Как известно, яблоки удалось похитить только Гераклу, что вошло в мифологию под двенадцатым подвигом героя, а в искусство — как один из наиболее популярных сюжетов в античной вазописи.
Часто с яблоком в руках изображались три грации — богини красоты и изящества в Древнем Риме. Яблоко в древнеримской культуре символизировало молодость, здоровье и красоту. Иногда грации держат в руках в место яблок просто шары, что является не чем иным как символом совершенства.
Однако в античной мифологии наряду с символами плодородия, молодости и здоровья яблоко было наделено и злой символикой, отразившейся так же в устойчивых выражениях «яблоко раздора» и «яблоко искушения».
Как известно, первопричиной знаменитой Троянской войны было яблоко — но яблоко не простое. Золотое яблоко с надписью «прекраснейшей» подбросила обиженная богиня Эрида за то, что Пелей и Фетида не пригласили ее на свою свадьбу. Все древнегреческие красотки с Олимпа (и Гера, и Афина, и Афродита) претендовали на претендовали на этот символический приз , ведь каждая считала себя красивейшей. Зевс по легенде приказал Парису наградить яблоком прекраснейшую.
Тут Афродита пошла на хитрость и подкупила юношу обещанием отдать ему в жены красавицу Елену Троянскую. С истории похищения Парисом Елены и началась Троянская война, а яблоко стало символом раздора. Вот так невинный фрукт превратился в источник бед и бесконечных прекрасных полотен.
Из цикла греческой мифологии именно суд Париса является наиболее популярным сюжетом в средневековой живописи и живописи эпохи Возрождения.
Славянские яблоки и яблоки древних склавов
Не остались в стороне и жители северных регионов. Образ яблока обильно присутствовал в символике мифов и легенд древних скандинавов и славян.
В мифологии народов Скандинавии яблоки почитались пищей богов, именно они давали вечную молодость и пристально охранялись богиней
-хранительницей Идунн. Не удивительно, ведь для северных пространств Скандинавского полуострова яблоки долгое время оставались диковинным заморским фруктом. У кельтов яблоко символизировало знание и мудрость, а в Авалоне — стране блаженных — росли яблони, плоды которых даровали счастье и бессмертие.
Про яблоко в мифологии и фольклористике древних славян была отдельная подробная статья 👇 Если пропустили искренне рекомендую ознакомиться
Символ греха
В христианском мировоззрении яблоку быстро приписывают сам факт грехопадения человечества, хотя изначально в писании указания именно на яблоко нигде нет. Так в книге Бытия упоминаются только абстрактные «плоды», исходя из чего в ранней средневековой живописи, где каждый предмет и каждое явление — символ яблока на картинах не сыскать.
Зато в позднем средневековье и на полотнах эпохи Возрождения на многих иконах и картинах уже появляется знакомый нам фрукт. Младенец Христос уже держит яблоко, символизирующее его будущую миссию искупителя грехов всего человечества. Яблоко здесь как символ спасения. Иногда вместо яблочка Младенец держит державу («яблоко Царского чина») — символ власти.
Начиная с периода Возрождения, Адам и Ева интересуют живописцев сами по себе, а не как воплощение грехопадения человечества.
Некоторые живописцы заменили в своих работах сад или дерево веткой с яблоком, или на одно яблоко в руке Евы либо Адама. Вплоть до XIX века в искусстве символика яблока имеет негативного окраса, свчзаноого с искушением и последующим за ним грехопадением первых людей на земле.
Яблоко как символ здоровья, молодости и успеха
Лишь к середине позапрошлого века привычный нам фрукт сумеет дистанцироваться от греха. Лишь как началу новейшего времени яблоку в полной мере возвращается утраченное на долгое время светлое значение символа любви, жизни, весны и благополучия. Райские сады постепенно превращаются в сады в яблочные. В работах Сандро Боттичелли, Лукаса Кранаха Старшего яблоня — это центр вселенной, райские сады в яблочные. В работах Сандро Боттичелли, Лукаса Кранаха Старшего яблоня — и центр мира, и дерево жизни, и олицетворение молодости и дерево жизни.
Культура позапрошлого столетия привнесла свои ищменения в символику нашего старого знакомого. Таку Клода Моне цветущий яблоневый сад — это олицетворение полноты и жажды жизни. Около двухсот натюрмортов и масса яблок на столе — вклад постимпессиониста Поля Сезанна (1839-1906) в «яблочную тему». Сказавший как-то «Я удивлю Париж яблоком!», художник свое обещание сдержал: в его произведениях простой фрукт становится символом нового видения в искусстве. Из более 1000 полотен художника процентов 20% это натюрморты и большинство из них содержат яблоки.
Снова искушает
К середине прошлого века художники снова время от времени возвращаются к теме ядовито-зеленого яблока, подчеркивая двойственный смысл кисло-сладкого образа. Огромный интерес к яблоку-символу проявлял бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт, наделяя фрукт на первый взгляд традиционными смыслами. Например, на картине «Сын человеческий» 1964 года яблоко — олицетворение первородного греха и предстоящего в жизни искушения в работе.
Не побрезговал темой первородного греха и искушения самый самый известный американский бренд Apple, не ставший заморачиваться с названием. Изображение надкусанного серебряного яблока на самых раскрученных гаджетах современности было задумано как символ знания и благополучия (в современном прочтении статуса). Но ажиотаж вокруг телефонов (и не только) американцев, их заоблачная цена и безумная популярность, соотносимая с имиджем успешного человека, вернула символ надкусанного серебряного яблока к средневековой теме искушения и греха, что делает телефоны и ноуты этой фирмы еще более желанными.
Другая сторона самого узнаваемого логотипа нашего времени - олицетворение символа знания (плод древа познания) и благополучия (статуса) растворилась в бесконечной погоне за новыми моделями. Дизайн бренда, разработанный «под Пикассо», попал в «яблочко» с самой узнаваемым символом в искусстве - тему простого, но многогранного яблока.
Всех с Яблочным Спасом, друзья! И пусть нынешний яблочный год и обилие этих сочных фруктов принесет вам побольше здоровья, жизненных сил и благополучия!
Всегда ваша Морозова ❤️🩹