Как-то совсем упустила этот фильм из вида (Рудольф, большое спасибо за рекомендацию). Прочитала, что готов к прокату он был ещё в 2023 году, но по каким-то причинам в прокат его не пустили и премьера состоялась в начале июля 2025 года сразу на нескольких онлайн киноплатформах.
Сюжет. В центре сюжета - Иван Меньшов, счастлив в браке, растит троих детей, руководит небольшой автомастерской. Доход средний, но на ипотечную квартиру и отдых в Турции раз в году хватает. Став свидетелем ДТП на дороге, Иван, не раздумывая, бросается спасать зажатого в горящей машине водителя. С большим риском для собственной жизни ему удается спасти человека, который, как выяснится позже, официально является подполковником ФСБ, а в реальности хозяином местных земель, обладает неограниченной властью и административным ресурсом. Спасенный Дмитрий Родин теперь считает Ивана братом и намерен полностью изменить его жизнь. Вот только принесет ли Ивану счастье такое покровительство? Не изменит ли его как человека?
Сюжет, скажу честно, довольно предсказуем. Родин поднимет Ивана наверх, поможет с бизнесом, чтобы потом, поняв, что человек не готов играть по его правилам – сбросить вниз. По сути, мы весь фильм наблюдаем за метаморфозами, происходящими с Иваном. Как меняется он, как меняются и рушатся отношения в семье, как большие деньги и возможности не только не приносят счастья в дом, а забирают его.
В целом мне фильм понравился. Во-первых, режиссер Юрий Быков, а его работы мне нравятся. Да, довольно депрессивные, местами преувеличенно депрессивные, но это истории про простых людей, в основном про маленькие города, где люди не живут, а выживают. Это страшные истории, но, к сожалению, бывает, что жизнь ещё страшнее. Я так поняла, что это какая-то личная история для Юрия, потому что он дает свою дату рождения Ивану – 15 августа 1981 года и частично свою биографию.
Во-вторых, исполнитель главной роли – Артем Быстров, который мне очень нравится и стараюсь фильмы с ним не пропускать. Я бы даже назвала условно этот фильм «Дурак 2». Мне кажется, истории главных героев и фильма «Хозяин», и фильма «Дурак» (напомню обоих героев играет Артем и в обеих картинах режиссер Юрий Быков), местами схожи.
Иван (Артем Быстров). Все вопросы по происходящему у меня только к нему. Каждое его решение и поступок оборачивается против него. Он мечется весь фильм и сам не понимает чего хочет. Через Родина он попадает в систему, там предельно ясные правила – 100% лояльность и преданность суверену, в данном случае Родину. Ты и твоя семья буквально принадлежите ему и за это получаешь блага и защиту. Не готов играть по правилам – не суйся. У него был вариант остаться в стороне. Оставить это знакомство на уровне знакомства, не залезая глубоко в это болото. Но, нет. Хотелось денег, хотелось бизнес, хотелось расти. И увяз. И в голове полная каша. Срывается на детей, за то, что те в школе наподдали сыну мэра, причем за дело. Говорит, что надо уметь подстраиваться и заводить связи. Сам срывается в салоне на важного клиента и запускает цепь серьезных событий, а всего-то надо было чуть потише себя вести и выруливать, ведь ты не понимаешь кто перед тобой, а ведь точно непростой человек, за ним власть чувствуется, куда же ты прешь-то? Вот то, что Никита ему говорит в машине после пожара, почти все правда. Ивану не надо было влезать в эту систему, ну не заточен он под такое. Он пионер, да. Совесть есть у него, людей ему жалко – он, по сути, такой же обычный человек, как протестующие на мосту. Вот Никита тот прекрасно бы справился со всем и облизывал бы Родина, и жену бы подкладывал, если надо. Но именно потому, что Иван вот такой – правильный, он и побежал спасать Родина, не зная кто он. Иван просто спасал человека. А будь он одним из стаи Родина и так же, как и другие просто наблюдал бы со стороны.
Родин (Олег Фомин). Удивительно, но у меня к нему нет вопросов. Он такой какой есть. Да, чудовище, с равнодушием и безразличием ко всем окружающим, за исключением своих подданных. Они верны ему, он верен им. И на стрелку съездит, если надо не задумываясь и за своего человека будет глотки рвать. В ответ требуется 100% преданность. При этом сильно привязан к больному сыну, значит что-то человеческое там внутри есть. И в финале он соглашается помочь больной дочери Ивана, именно поэтому. Потому что своему сыну он ничем помочь не может, но знает, что такое родительское отчаяние и боль. На празднике он демонстрирует Анне, что жены его холуев принадлежат ему. Это же он там не случайную женщину в спальне имеет, это чья-то жена. Родин охотник, Анна ему интересна только пока ускользает и сопротивляется. Когда в финале она предлагает себя, то интерес к ней тут же потерян. Скотское отношение к своей жене, да. Но я не поняла почему Ольгу (Екатерина Редникова) до сих пор ранят его эти развлечения. Они вместе минимум 15 лет. За этот срок можно или привыкнуть и уже не принимать близко к сердцу, или уйти, но сына он, конечно, ей не отдаст. Да она в одиночку и не потянет настолько больного ребенка без денег. Все эти женщины у него обезличены, на уровне резиновой куклы, а жена она – Ольга. И вот эта сцена, где она стоит под дверью спальни и рыдает, слушая стоны - зачем? Зачем ей, прожившей с ним столько лет, там стоять? Они не вчера поженились и вдруг измена. Это его образ жизни, который длится годами. Уже не о чем рыдать. За 15 лет она явно приняла правила его игры. И он мог бы с Иваном расправиться намного жестче, чем просто спалить салон. Мог бы лет на 10 засадить. Но не стал, опять же, человеческое там внутри все же есть. А салон – сам дал, сам забрал.
ДТП. Понимаю, что не выходит из головы эта ситуация – Иван, рискуя жизнью, бросается спасать Родина. Я ставлю себя на место жены Ивана и понимаю, что просто впадаю в ярость. Вы на секунду представьте – Иван погибает. Она остается одна с тремя маленькими детьми и ипотекой. Иван – герой!? У героев предусмотрена ответственность перед своей семьей, перед тремя детьми? Которых некому без него будет растить. С другой стороны, если так рассуждать никто никого спасать не будет. А вот для семьи Родина – Иван абсолютный герой, без оговорок. Дилемма. Но на месте Анны я бы ему точно по морде надавала.
Эпизод с охотой. Вот вообще не поняла. Если Родин такой великий, почему новый егерь не в курсе, что он охотится в этом заповеднике? Почему сам Родин не в курсе, что постоянного егеря посадили и не защитил его? Дежурный в участке и новый егерь при упоминании полного имени задержанного – седеют на глазах, но не знают как этот самый Родин выглядит? 21-й век на дворе, все всех знают в лицо. В общем, у меня в этом месте история не срослась.
Магомед. Пожалуй, самый страшный и непонятный для меня эпизод. Я очень надеюсь, что автор сильно гипертрофировал реальность, это какой-то сюр. Ну то есть, человек недоволен ремонтом и сообщает владельцу салона-мастерской, что вечером бизнес и дом он должен отдать Магомеду. Почему? Потому, что за ним в Москве такие люди стоят, что сказать страшно? В смысле? Это вот в таком беспределе мы живем? А в ресторан Магомед как ходит? Омлет сегодня подгорел, поэтому ресторан владелец должен переписать на него? Или ещё проще – Магомеду понравился чей-то дом, вечером хозяин должен его подарить Магомеду? Что-то я запереживала. Не то, чтобы у меня был автосалон или ресторан, или мой дом мог привлечь Магомеда, но как-то не хочется верить, что все у нас настолько плохо.
Финал. Конечно, Иван и Анна вырулили бы, и нормально бы жили, на том же уровне, как было до Родина. Но онкология дочери внесла свои коррективы. Понятно, что квот для обычных людей не хватает и деньги закончились моментально. Чего я не поняла, так это почему такой правильный Иван не позвонил Родину сам? Почему он возложил на Анну решение этого вопроса. А когда вопрос решился, сделал свои выводы о том, что между Родиным и Анной произошло. Почему он не позвонил сам? Что может быть важнее жизни дочери?
К просмотру рекомендую, но фильм тяжелый.