Методики диагностики
Базовые методики:
1. Наблюдение за учебной деятельностью.
Параметры наблюдения:
- Поведенческие особенности:
Уровень активности;
Эмоциональная реакция на задания;
Способность к самоконтролю;
Взаимодействие с педагогом. - Учебная деятельность:
Темп работы;
Устойчивость внимания;
Самостоятельность выполнения заданий;
Характер ошибок. - Организация работы:
Планирование деятельности;
Последовательность действий;
Использование учебных материалов;
Соблюдение инструкций.
2. Беседа с обучающимся.
Структура беседы:
- Вводная часть:
Установление контакта;
Создание доверительной атмосферы;
Объяснение целей беседы. - Основная часть:
Вопросы об учебных интересах;
Обсуждение трудностей в обучении;
Выявление мотивации. - Заключительная часть:
Подведение итогов;
Формулировка выводов;
Планирование дальнейших действий.
Типы вопросов:
- Открытые:
Требуют развернутого ответа;
Позволяют выявить отношение к учебе. - Закрытые:
Требуют конкретного ответа;
Помогают уточнить информацию. - Проблемные:
Выявляют способы решения трудностей;
Показывают уровень самостоятельности.
3. Тестирование основных навыков
Направления тестирования:
- Познавательная сфера (см. части 1 и 2):
Внимание;
Память;
Мышление;
Восприятие. - Учебные навыки (диагностируются на ЗУН соответствующего класса, варианта программы):
Чтение;
Письмо;
Математические представления.
Пример. 1 класс (вариант 7.1, 8.1).
Диагностика базовых навыков в 1 классе
1. Чтение
Параметры оценки:
- Техника чтения:
- Способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами);
- Скорость чтения;
- Выразительность;
- Правильность.
Методики диагностики:
- Индивидуальный опрос:
- Чтение вслух незнакомого текста;
- Чтение слогов;
- Чтение слов разной сложности;
- Чтение предложений.
- Тестовые задания:
- Нахождение букв в тексте;
- Соотнесение букв и звуков;
- Складывание слов из слогов.
Критерии оценки:
- Начальный уровень:
- Узнавание букв;
- Чтение по слогам;
- Словарный запас 10-15 слов.
- Средний уровень:
- Чтение по слогам и целыми словами;
- Словарный запас 30-50 слов;
- Скорость 20-30 слов в минуту.
- Высокий уровень:
- Плавное чтение целыми словами;
- Словарный запас более 50 слов;
- Скорость 30-40 слов в минуту.
2. Письмо
Параметры оценки:
- Графические навыки:
- Правильность написания букв;
- Соединения букв;
- Наклон почерка;
- Размер букв.
- Технические навыки:
- Удержание ручки;
- Координация движений;
- Соблюдение строки;
- Равномерность расстояния между буквами.
Методики диагностики:
- Списывание:
- С печатного текста;
- С рукописного текста;
- По памяти.
- Самостоятельное письмо:
- Написание букв;
- Написание слов;
- Составление предложений.
Типичные трудности:
- Пространственные:
- Нарушение строки;
- Неправильное расположение элементов букв;
- Двигательные:
- Неправильное удержание пишущего инструмента;
- Тремор руки;
- Неравномерный нажим.
- Графические:
- Смешение похожих букв;
- Нарушение пропорций;
- Неправильное написание элементов.
3. Математические представления
Параметры оценки:
- Числовые представления:
- Знание цифр;
- Счет в пределах 10;
- Сравнение чисел.
- Пространственные представления:
- Ориентировка в пространстве;
- Понимание геометрических форм;
- Работа с величинами.
Методики диагностики:
- Практические задания:
- Счет предметов;
- Сравнение групп предметов;
- Решение простых задач.
- Теоретические знания:
- Знание состава числа;
- Понимание математических знаков;
- Умение решать примеры.
Основные направления диагностики:
Количественные представления:
- Прямой и обратный счет;
- Состав числа;
- Сравнение множеств;
Геометрические представления:
- Узнавание фигур;
- Конструирование;
- Классификация.
- Вычислительные навыки:
- Сложение в пределах 10;
- Вычитание в пределах 10;
- Решение простых задач.
Речевое развитие:
Словарный запас;
Грамматический строй;
Связная речь.
Формы тестирования:
- Индивидуальные задания;
- Групповые пробы;
- Компьютерное тестирование;
- Практические упражнения.
4. Анализ письменных работ.
Параметры анализа:
- Технические аспекты:
Каллиграфия;
Грамотность;
Оформление работы. - Содержательная часть:
Полнота выполнения задания;
Логика изложения;
Правильность решения. - Характер ошибок:
Типичные ошибки;
Причины их возникновения;
Способы коррекции.
Этапы анализа:
- Первичный осмотр:
Общее впечатление;
Оценка объема работы. - Детальный анализ:
Выявление ошибок;
Классификация недочетов;
Определение причин. - Интерпретация результатов:
Формулировка выводов;
Разработка рекомендаций;
Планирование коррекционной работы.
Процедура проведения диагностики
Этапы диагностики:
- Подготовительный:
Изучение документации;
Сбор анамнеза;
Подготовка материалов. - Основной:
Индивидуальная диагностика;
Наблюдение на уроке;
Анализ работ. - Заключительный:
Обработка результатов;
Составление заключения;
Разработка рекомендаций.
Оценка результатов
Критерии оценки:
- Количественные показатели:
Скорость выполнения;
Количество ошибок;
Объём выполненной работы. - Качественные показатели:
Характер ошибок;
Способ решения заданий;
Самоконтроль.
Оформление результатов
Структура заключения:
- Общие сведения о ребёнке;
- Анамнез развития;
- Данные диагностического обследования;
- Выводы по результатам диагностики;
- Рекомендации по коррекционной работе.
Коррекционная работа
Направления коррекции:
- Познавательная сфера:
Развитие внимания;
Тренировка памяти;
Формирование мышления. - Учебная деятельность:
Формирование навыков письма;
Развитие чтения;
Математические представления. - Эмоционально-волевая сфера:
Формирование самоконтроля;
Развитие мотивации;
Коррекция поведения.
Взаимодействие со специалистами
Координация работы:
- Педагогический консилиум;
- Консультации с психологом;
- Взаимодействие с врачами;
- Работа с родителями.
Документация
Обязательные документы:
- Диагностическая карта;
- Протокол обследования;
- Заключение по результатам диагностики;
- План коррекционной работы;
- Отчёт о динамике развития.
Более подробная диагностика учителя-дефектолога, логопеда размещена на сайте https://infourok.ru/magazin-materialov/diagnostika-uchitelya-defektologa-logopeda-330810