Найти в Дзене

Диагностика учителя-дефектолога в начальных классах (часть 3).

Базовые методики: 1. Наблюдение за учебной деятельностью. Параметры наблюдения: 2. Беседа с обучающимся. Структура беседы: Типы вопросов: 3. Тестирование основных навыков Направления тестирования: Параметры оценки: Методики диагностики: Критерии оценки: Параметры оценки: Методики диагностики: Типичные трудности: Параметры оценки: Методики диагностики: Основные направления диагностики: Количественные представления: Геометрические представления: Речевое развитие:
Словарный запас;
Грамматический строй;
Связная речь. Формы тестирования: 4. Анализ письменных работ. Параметры анализа: Этапы анализа: Этапы диагностики: Критерии оценки: Структура заключения: Направления коррекции: Координация работы: Обязательные документы: Более подробная диагностика учителя-дефектолога, логопеда размещена на сайте https://infourok.ru/magazin-materialov/diagnostika-uchitelya-defekt
Оглавление

Методики диагностики

Базовые методики:

1. Наблюдение за учебной деятельностью.

Параметры наблюдения:

  • Поведенческие особенности:
    Уровень активности;
    Эмоциональная реакция на задания;
    Способность к самоконтролю;
    Взаимодействие с педагогом.
  • Учебная деятельность:
    Темп работы;
    Устойчивость внимания;
    Самостоятельность выполнения заданий;
    Характер ошибок.
  • Организация работы:
    Планирование деятельности;
    Последовательность действий;
    Использование учебных материалов;
    Соблюдение инструкций.

2. Беседа с обучающимся.

Структура беседы:

  • Вводная часть:
    Установление контакта;
    Создание доверительной атмосферы;
    Объяснение целей беседы.
  • Основная часть:
    Вопросы об учебных интересах;
    Обсуждение трудностей в обучении;
    Выявление мотивации.
  • Заключительная часть:
    Подведение итогов;
    Формулировка выводов;
    Планирование дальнейших действий.

Типы вопросов:

  • Открытые:
    Требуют развернутого ответа;
    Позволяют выявить отношение к учебе.
  • Закрытые:
    Требуют конкретного ответа;
    Помогают уточнить информацию.
  • Проблемные:
    Выявляют способы решения трудностей;
    Показывают уровень самостоятельности.

3. Тестирование основных навыков

Направления тестирования:

  • Познавательная сфера (см. части 1 и 2):
    Внимание;
    Память;
    Мышление;
    Восприятие.
  • Учебные навыки (диагностируются на ЗУН соответствующего класса, варианта программы):
    Чтение;
    Письмо;
    Математические представления.

Пример. 1 класс (вариант 7.1, 8.1).

Диагностика базовых навыков в 1 классе

1. Чтение

Параметры оценки:

  • Техника чтения:
  • Способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами);
  • Скорость чтения;
  • Выразительность;
  • Правильность.

Методики диагностики:

  • Индивидуальный опрос:
  • Чтение вслух незнакомого текста;
  • Чтение слогов;
  • Чтение слов разной сложности;
  • Чтение предложений.
  • Тестовые задания:
  • Нахождение букв в тексте;
  • Соотнесение букв и звуков;
  • Складывание слов из слогов.

Критерии оценки:

  • Начальный уровень:
  • Узнавание букв;
  • Чтение по слогам;
  • Словарный запас 10-15 слов.
  • Средний уровень:
  • Чтение по слогам и целыми словами;
  • Словарный запас 30-50 слов;
  • Скорость 20-30 слов в минуту.
  • Высокий уровень:
  • Плавное чтение целыми словами;
  • Словарный запас более 50 слов;
  • Скорость 30-40 слов в минуту.

2. Письмо

Параметры оценки:

  • Графические навыки:
  • Правильность написания букв;
  • Соединения букв;
  • Наклон почерка;
  • Размер букв.
  • Технические навыки:
  • Удержание ручки;
  • Координация движений;
  • Соблюдение строки;
  • Равномерность расстояния между буквами.

Методики диагностики:

  • Списывание:
  • С печатного текста;
  • С рукописного текста;
  • По памяти.
  • Самостоятельное письмо:
  • Написание букв;
  • Написание слов;
  • Составление предложений.

Типичные трудности:

  • Пространственные:
  • Нарушение строки;
  • Неправильное расположение элементов букв;
  • Двигательные:
  • Неправильное удержание пишущего инструмента;
  • Тремор руки;
  • Неравномерный нажим.
  • Графические:
  • Смешение похожих букв;
  • Нарушение пропорций;
  • Неправильное написание элементов.

3. Математические представления

Параметры оценки:

  • Числовые представления:
  • Знание цифр;
  • Счет в пределах 10;
  • Сравнение чисел.
  • Пространственные представления:
  • Ориентировка в пространстве;
  • Понимание геометрических форм;
  • Работа с величинами.

Методики диагностики:

  • Практические задания:
  • Счет предметов;
  • Сравнение групп предметов;
  • Решение простых задач.
  • Теоретические знания:
  • Знание состава числа;
  • Понимание математических знаков;
  • Умение решать примеры.

Основные направления диагностики:

Количественные представления:

  • Прямой и обратный счет;
  • Состав числа;
  • Сравнение множеств;

Геометрические представления:

  • Узнавание фигур;
  • Конструирование;
  • Классификация.
  • Вычислительные навыки:
  • Сложение в пределах 10;
  • Вычитание в пределах 10;
  • Решение простых задач.

Речевое развитие:
Словарный запас;
Грамматический строй;
Связная речь.

Формы тестирования:

  • Индивидуальные задания;
  • Групповые пробы;
  • Компьютерное тестирование;
  • Практические упражнения.

4. Анализ письменных работ.

Параметры анализа:

  • Технические аспекты:
    Каллиграфия;
    Грамотность;
    Оформление работы.
  • Содержательная часть:
    Полнота выполнения задания;
    Логика изложения;
    Правильность решения.
  • Характер ошибок:
    Типичные ошибки;
    Причины их возникновения;
    Способы коррекции.

Этапы анализа:

  • Первичный осмотр:
    Общее впечатление;
    Оценка объема работы.
  • Детальный анализ:
    Выявление ошибок;
    Классификация недочетов;
    Определение причин.
  • Интерпретация результатов:
    Формулировка выводов;
    Разработка рекомендаций;
    Планирование коррекционной работы.

Процедура проведения диагностики

Этапы диагностики:

  1. Подготовительный:
    Изучение документации;
    Сбор анамнеза;
    Подготовка материалов.
  2. Основной:
    Индивидуальная диагностика;
    Наблюдение на уроке;
    Анализ работ.
  3. Заключительный:
    Обработка результатов;
    Составление заключения;
    Разработка рекомендаций.

Оценка результатов

Критерии оценки:

  • Количественные показатели:
    Скорость выполнения;
    Количество ошибок;
    Объём выполненной работы.
  • Качественные показатели:
    Характер ошибок;
    Способ решения заданий;
    Самоконтроль.

Оформление результатов

Структура заключения:

  • Общие сведения о ребёнке;
  • Анамнез развития;
  • Данные диагностического обследования;
  • Выводы по результатам диагностики;
  • Рекомендации по коррекционной работе.

Коррекционная работа

Направления коррекции:

  • Познавательная сфера:
    Развитие внимания;
    Тренировка памяти;
    Формирование мышления.
  • Учебная деятельность:
    Формирование навыков письма;
    Развитие чтения;
    Математические представления.
  • Эмоционально-волевая сфера:
    Формирование самоконтроля;
    Развитие мотивации;
    Коррекция поведения.

Взаимодействие со специалистами

Координация работы:

  • Педагогический консилиум;
  • Консультации с психологом;
  • Взаимодействие с врачами;
  • Работа с родителями.

Документация

Обязательные документы:

  • Диагностическая карта;
  • Протокол обследования;
  • Заключение по результатам диагностики;
  • План коррекционной работы;
  • Отчёт о динамике развития.

Более подробная диагностика учителя-дефектолога, логопеда размещена на сайте https://infourok.ru/magazin-materialov/diagnostika-uchitelya-defektologa-logopeda-330810

Диагностика учителя-дефектолога, логопеда.
Диагностика учителя-дефектолога, логопеда.