Найти в Дзене

Диагностика учителя-дефектолога в начальных классах (часть 2).

Мышление — это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. 1. Классификация предметов 2. Исключение лишнего ( 4-й лишний) 3. Последовательные картинки 4. Простые аналогии 1 класс: 2-3 класс: 4 класс: Нарушения операциональной стороны: Нарушения динамики: Диагностика учителя - дефектолога размещена на сайте:
Оглавление

Диагностика мышления в познавательной сфере

Общие характеристики мышления

Мышление — это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Основные виды мышления:

  • Наглядно-действенное — решение задач с помощью реального действия;
  • Наглядно-образное — оперирование образами и представлениями;
  • Абстрактно-логическое — оперирование понятиями и категориями.

Методики исследования мышления

1. Классификация предметов

  • Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования;
  • Процедура: группировка предметов по общим признакам;
  • Оценка: уровень обобщения, способность к абстрагированию.

2. Исключение лишнего ( 4-й лишний)

  • Цель: изучение способности к обобщению;
  • Процедура: выбор лишнего предмета из группы;
  • Оценка: уровень обобщения, использование критериев.

-2

3. Последовательные картинки

  • Цель: исследование способности к установлению причинно-следственных связей;
  • Процедура: составление последовательности событий;
  • Оценка: логичность построения, понимание причинности.
-3

4. Простые аналогии

  • Цель: изучение способности к установлению логических связей;
  • Процедура: поиск аналогий между понятиями;
  • Оценка: уровень понимания отношений.

-4

Возрастные особенности мышления младших школьников

1 класс:

  • Преобладание наглядно-образного мышления;
  • Конкретность мышления;
  • Трудности с абстракциями;
  • Опора на наглядные признаки.

2-3 класс:

  • Развитие словесно-логического мышления;
  • Формирование понятий;
  • Появление элементов абстрактного мышления;
  • Совершенствование операций анализа и синтеза.

4 класс:

  • Усложнение мыслительных операций;
  • Развитие дедуктивного мышления;
  • Формирование системного мышления;
  • Осознанное использование мыслительных операций.

Типичные нарушения мышления

Нарушения операциональной стороны:

  • Снижение уровня обобщения;
  • Конкретность мышления;
  • Искажение процессов обобщения.

Нарушения динамики:

  • Лабильность мышления;
  • Инертность мыслительных процессов;
  • Разорванность мышления.

Диагностика учителя - дефектолога размещена на сайте:

Диагностика учителя-дефектолога, логопеда.