Найти в Дзене
«ФотоКухня»

Как фотографии скачущей лошади изменили мировое искусство. История Эдварда Мейбриджа.

Спор, который изменил всё. В 1872 году богатый американский промышленник Лиланд Стэнфорд поспорил со своими друзьями на крупную сумму. Предмет спора был простой: отрывает ли лошадь во время галопа все четыре ноги от земли одновременно? Человеческий глаз не мог уловить этот момент, и художники веками изображали бегущих лошадей по-разному, часто неправильно. Чтобы разрешить спор, Стэнфорд нанял фотографа Эдварда Мейбриджа. И эта, казалось бы, простая задача привела к революции в искусстве. Остановить мгновение. Мейбридж придумал гениальную систему: он расставил вдоль беговой дорожки 12 фотокамер (позже их стало 24), соединив их с натянутыми поперёк дорожки нитями. Когда лошадь пробегала мимо, она задевала нити и камеры срабатывали одна за другой, создавая серию снимков. Результат был сенсационным. Фотографии доказали: да, лошадь действительно отрывает все ноги от земли! Но ещё важнее было другое — впервые в истории человек смог разложить движение на отдельные фазы и внимательно их изучит

Спор, который изменил всё.

В 1872 году богатый американский промышленник Лиланд Стэнфорд поспорил со своими друзьями на крупную сумму. Предмет спора был простой: отрывает ли лошадь во время галопа все четыре ноги от земли одновременно? Человеческий глаз не мог уловить этот момент, и художники веками изображали бегущих лошадей по-разному, часто неправильно.

-2
-3

Чтобы разрешить спор, Стэнфорд нанял фотографа Эдварда Мейбриджа. И эта, казалось бы, простая задача привела к революции в искусстве.

Остановить мгновение.

Мейбридж придумал гениальную систему: он расставил вдоль беговой дорожки 12 фотокамер (позже их стало 24), соединив их с натянутыми поперёк дорожки нитями. Когда лошадь пробегала мимо, она задевала нити и камеры срабатывали одна за другой, создавая серию снимков.

Результат был сенсационным. Фотографии доказали: да, лошадь действительно отрывает все ноги от земли! Но ещё важнее было другое — впервые в истории человек смог разложить движение на отдельные фазы и внимательно их изучить.

Эдвард Мейбридж «Движение лошади».
Эдвард Мейбридж «Движение лошади».

Новый взгляд на движение.

После успеха с лошадьми Мейбридж продолжил эксперименты. Он фотографировал:

  • Бегущих людей
  • Прыгающих атлетов
  • Танцующих женщин
  • Птиц в полёте
  • Даже простые бытовые действия — как человек поднимается по лестнице или поднимает ведро

В 1887 году вышла его знаменитая книга "Движение животных" с 781 фотопластиной. Это была настоящая энциклопедия движения.

Революция в живописи.

Работы Мейбриджа произвели эффект разорвавшейся бомбы в художественном мире. Оказалось, что художники веками рисовали движение неправильно!

Академическая живопись столкнулась с дилеммой. Многие классические картины с лошадьми оказались анатомически неверными. Художники начали использовать фотографии Мейбриджа как справочный материал, чтобы точнее изображать животных и людей в движении.

Импрессионисты, особенно Эдгар Дега, были очарованы новыми возможностями. Дега начал изображать балерин и лошадей в необычных, "случайных" позах, которые раньше никто не замечал. Его картины стали более динамичными и живыми.

Эдгар Дэга
Эдгар Дэга

Рождение нового искусства.

Но самое главное влияние Мейбриджа — это появление совершенно новых направлений в искусстве:

Футуристы в начале XX века сделали движение главной темой своего творчества. Картина Джакомо Балла "Динамизм собаки на поводке" (1912) прямо вдохновлена последовательными фотографиями Мейбриджа — на ней у бегущей собаки множество ног, показывающих разные фазы движения.

-6

Марсель Дюшан в своей знаменитой картине "Обнажённая, спускающаяся по лестнице" (1912) изобразил человеческую фигуру как серию наложенных друг на друга положений — прямая отсылка к фотографиям Мейбриджа.

-7

От фотографии к кино.

Мейбридж не остановился на статичных снимках. Он изобрёл зоопраксископ — устройство, которое могло показывать его фотографии в быстрой последовательности, создавая иллюзию движения. Фактически, это был один из первых шагов к изобретению кинематографа.

Наследие, которое живёт.

Влияние Мейбриджа чувствуется и сегодня:

  • Мультипликаторы до сих пор изучают его работы, чтобы правильно анимировать движения персонажей.
  • Спортивные тренеры используют похожие методы для анализа техники спортсменов.
  • Художники комиксов применяют принципы последовательного изображения движения.
  • Создатели спецэффектов в кино используют технологию "bullet time" (как в "Матрице") — прямой наследник идей Мейбриджа.

Урок для всех времён.

История Мейбриджа учит нас важному: иногда технический прогресс не убивает искусство, а открывает перед ним новые горизонты. Фотография не заменила живопись, как боялись многие художники XIX века. Вместо этого она дала художникам новые инструменты, новое видение и новые темы для творчества.

Простой спор о скачущей лошади привёл к революции в понимании движения и времени в искусстве. И каждый раз, когда мы видим в кино эффект замедленной съёмки или разглядываем комикс с динамичными сценами, мы смотрим на мир глазами Эдварда Мейбриджа — человека, который первым остановил время.