Хорошая новость – государство расширило категории военнослужащих, кому положена пенсия по инвалидности, полученной в СВО от боевых ранений. Теперь ветераны ЧВК тоже могут претендовать на эту меру поддержки.
Плохая новость – далеко не всем бойцам СВО заболевания, полученные на территории проведения спецоперации и привели к категории Д, засчитывают как военную травму.
Как в таком случае добиться пенсии по инвалидности? Рассказываем на реальных примерах двух бойцов.
Закон о двух пенсиях для участников СВО.
Военнослужащие и добровольцы, служившие начиная с 11 мая 2014 года, теперь имеют официально закреплённое право на получение государственных пенсий. При этом лица с инвалидностью смогут одновременно получать две пенсии: по взрасту (выслуге лет) и по инвалидности. Поправки в закон вступили в силу на днях.
Кроме этого, госпенсия теперь положена и бойцам частных военных компаний и других организаций, содействующих Вооруженным силам РФ в выполнении задач СВО, если в результате была получена инвалидность. Претендовать на выплаты такие граждане могут, если инвалидность связана с участием в боевых действиях.
Но на деле оказывается, что даже участие в боевых действиях не является гарантией, что получивший инвалидность боец получит выплаты за заболевания, полученные на территории проведения спецоперации, и пенсию по инвалидности. Командование в/части и даже ВВК не считают это боевым ранением.
Но часто и военные, и медики оказываются неправы. Доказать это можно через суд.
Инфаркт при выносе раненного из-под огня.
Не будем вдаваться в излишние подробности биографии бойца СВО, и как он оказался на передовой. Только нужные для повествования факты.
В начале января 2023 года мина практически оторвала ногу сослуживцу героя рассказа, назовём его Виктором. Он, вместе с товарищами, почти километр выносили раненого под обстрелом. Когда добрались с носилками до бронетранспортера с медиками, Виктор сам почувствовал себя плохо и не смог передвигаться. Сослуживцы вызвали эвакуационный транспорт и для него.
В больнице у бойца диагностировали инфаркт, который тот получил, пока на руках нёс раненого сослуживца. Несколько месяцев Виктор провёл в госпиталях. Ему поставили стент в сердце.
В мае 2023 года военно-врачебная комиссия (ВВК) признала Ивана негодным к военной службе по состоянию здоровья (категория Д). В выданном ему свидетельстве о болезни указано, что заболевание (сердечная недостаточность первого функционального класса) получено в период военной службы. Уже на гражданке Виктору оформили III группу инвалидности.
Нестраховой случай.
Но никакой пенсии по инвалидности ветерану СВО не назначили. Вот, что говорит сам Виктор:
Я сейчас живу на пятом этаже, и подняться по лестнице, не выпив предварительно нитроглицерин, я не могу. Иначе мне становится плохо, вплоть до потери сознания. Мне сказали, что никаких выплат мне не положено. Хотелось бы узнать – чтобы получить выплаты, надо остаться без ноги или руки? Или хуже? Даже в страховой выплате, положенной при увольнении по состоянию здоровья, отказали. Утверждают, что мой случай – не страховой.
Виктор обратился к юристу. Как поясняет военный адвокат Максим Гребенюк, по Президентскому указу №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» основанием для выплат «должно послужить внешнее, травмирующее воздействие факторов военного труда в результате непосредственных боевых столкновений с вооруженными силами Украины, приведшее к ранению (контузии, травме, увечью), что должно быть отражено в диагнозе».
То есть действительно, на первый взгляд, бойцам, ставшим инвалидами из-за «небоевых» болезней, ничего не полагается. Но адвокат настроен решительно:
Если заболевание получено на территории проведения специальной военной операции и привело к категории Д, то есть смысл требовать признать его военной травмой. Это позволит военнослужащим также получить социальные гарантии от государства.
Боррелиоз от укуса клеща.
В октябре 2022 года боец из Твери Дмитрий как-то ночью почувствовал сильное жжение и зуд между лопаток. А утром сослуживцы заметили, как на спине парня растеклось большое красное пятно. Инцидент для фронта – незначительный, никто бы про него и не вспомнил. Но именно с этого момента у парня начались проблемы со здоровьем. Сначала – лёгкое недомогание, гриппозная ломота во всем теле, незначительное повышение температуры и тошнота. Затем неизвестная болезнь начала прогрессировать. Температура иногда перескакивала за 40 градусов, сбить её либо вовсе не получалось, либо только на короткий срок.
Вновь минуем подробности. Медик в Белгородском госпитале, куда Дмитрия доставили уже совсем больного, не смог определить диагноз и лечил от ОРВИ. Но сбить 40-градусную температуру не удавалось. И парня отправили в Московскую область – по месту дислокации в/части. При этом Дмитрий добирался туда на поезде самостоятельно, в таком – полубредовом – состоянии.
Бойца сразу определили в госпиталь им. Бурденко. Вот, что рассказал сам Дмитрий:
Очнулся уже в реанимации. У меня пострадал головной мозг. И сначала я даже не то что ходить – не мог двинуть ни ногой, ни рукой. В госпитале меня учили всему практически заново: сначала с приподнятой головой лежать, потом – сидеть. Эти простые вещи давались с большим трудом.
Страшный диагноз.
Всё это стало последствиями укуса клеща.
Диагноз – «клещевой боррелиоз (болезнь Лайма), поздняя стадия, с энцефаломиелитом, мозжечковыми расстройствами и нарушением функции тазовых органов». Снова самостоятельно ходить после такого могут далеко не все.
На основании заключения ВВК 9-го Лечебно-диагностического центра Минобороны России (№144 от 27.03.2023 г.) Дмитрия признали негодным к военной службе (категория Д). Медики ВВК документально зафиксировали, что «заболевание получено в период прохождения военной службы». Заключение ВВК и свидетельство о болезни от 19 апреля 2023 года утверждены Центральной ВВК Главного центра военно-врачебной экспертизы Минобороны России.
Переосвидетельствование.
Неизвестно – почему, но через несколько дней парню по распоряжению начальника Главного центра военно-врачебной экспертизы Минобороны России провели переосвидетельствование в 29-м неврологическом отделении ГВКГ им. Бурденко. И на его основании ВВК выдала Дмитрию справку, что диагностированный ему клещевой боррелиоз – это общее заболевание и не входит в «Перечень увечий», который является основанием для выплаты страховки по обязательному государственному страхованию жизни военнослужащих.
То есть, говоря «человеческим» языком, ставшему инвалидом молодому бойцу не положено ни выплат за травму, ни пенсии по инвалидности. Более того – его сначала даже обвинили в СОЧ (самовольное оставление части)! Это как раз в те дни, когда Дмитрий заболел и находился в коме в госпитале. Позже – разобравшись – обвинение в дезертирстве сняли, но удостоверение ветерана СВО до сих пор так и не оформили.
Так вот и возникает вопрос: что делать героям нашего текста (и другим ветеранам СВО со схожими проблемами)?
Положение о военно-врачебной комиссии.
В Положении о проведении ВВК есть пункт о том, в каких случаях болезни военнослужащих могут быть приравнены к военным травмам. В пункте №94 документа перечислены основания, позволяющие приравнять болезнь к военной травме. В частности, такие:
если заболевание возникло у освидетельствуемого вследствие полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным; (…) если заболевание возникло в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (…) либо в период прохождения военной службы (...) в государстве, где велись боевые действия.
В подобных ситуациях ветеранам СВО нужно обращаться к юристам для отстаивания своих прав в суде.
Только совет: не платите юристу деньги вперёд – рискуете остаться и без ваших денег, и никакого результата не достигнете.
Ищите специалиста, который работает на результат и готов представлять ваши интересы во всех судебных инстанциях до конца.
Подписывайтесь на наш канал.
Больше ответов на вопросы помощи ветеранам СВО – в ТГ-канале.