Найти в Дзене

Диагностика учителя-дефектолога в начальных классах (часть 1).

Оглавление

Общие положения

Цель диагностики: выявление особенностей развития обучающихся, определение уровня сформированности знаний и навыков, выявление причин трудностей в обучении.

Задачи диагностики:

  • Определение уровня познавательного развития;
  • Оценка сформированности учебных навыков;
  • Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы;
  • Определение рекомендаций по коррекции.

Основные направления диагностики

Познавательная сфера:

Внимание:

Устойчивость — способность длительно сохранять внимание на одном объекте;

Распределение — возможность удерживать в поле внимания несколько объектов одновременно;

Переключение — способность быстро переводить внимание с одного объекта на другой;

Объём — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Методики исследования внимания

1. Корректурная проба

  • Цель: исследование устойчивости и концентрации внимания.
  • Процедура: работа с бланком, содержащим ряды букв или цифр.
  • Оценка: количество просмотренных знаков, число пропусков, количество ошибок.

-2

2. Таблицы Шульте

  • Цель: определение объёма внимания и скорости переключения.
  • Процедура: поиск чисел в случайном порядке в таблице.
  • Оценка: время выполнения, точность.
-3

3. Методика «Найди отличия»

  • Цель: исследование распределения внимания.
  • Процедура: сравнение двух похожих изображений.
  • Оценка: количество найденных отличий, время выполнения.
ссылка на изображение на самом изображении.
ссылка на изображение на самом изображении.

4. Методика «Перепутанные линии»

  • Цель: изучение концентрации внимания.
  • Процедура: прослеживание линий от начала до конца.
  • Оценка: точность выполнения, время.

-5

Возрастные особенности внимания младших школьников

1 класс:

  • Непроизвольное внимание преобладает;
  • Малая устойчивость (10-15 минут);
  • Слабый самоконтроль;
  • Быстрая утомляемость.

2-3 класс:

  • Развитие произвольного внимания;
  • Увеличение объёма до 5-7 объектов;
  • Улучшение концентрации;
  • Появление самоконтроля.

4 класс:

  • Высокая устойчивость внимания (до 25 минут);
  • Хорошее распределение между задачами;
  • Развитый самоконтроль.

Типичные нарушения внимания

Дефицит внимания:

  • Рассеянность;
  • Отвлекаемость;
  • Снижение концентрации.

Гипердинамический синдром:

  • Избыточная активность;
  • Импульсивность;
  • Нетерпеливость.

Память:

Кратковременная — сохранение информации в течение короткого времени;

Долговременная — длительное хранение информации;

Зрительная — запоминание зрительных образов;

Слуховая — запоминание звуковой информации.

Методики исследования памяти

Методики исследования памяти

Методика «10 слов»

  • Цель: исследование объёма и прочности слуховой памяти;
  • Процедура: зачитывание 10 слов, их последующее воспроизведение;
  • Оценка: количество воспроизведённых слов, динамика запоминания.

«Заучивание 10 слов» методика А. Р. Лурия
«Заучивание 10 слов» методика А. Р. Лурия

Пиктограмма

  • Цель: изучение опосредованного запоминания;
  • Процедура: запоминание слов с помощью рисунков-символов;
  • Оценка: точность воспроизведения, характер рисунков.

«Пиктограмма» методика А. Р. Лурия
«Пиктограмма» методика А. Р. Лурия

Воспроизведение рассказов

  • Цель: исследование смысловой памяти;
  • Процедура: прослушивание и пересказ текста;
  • Оценка: полнота и точность воспроизведения.

Методика «Узнавание фигур»

  • Цель: исследование зрительной памяти;
  • Процедура: запоминание геометрических фигур и их последующий поиск;
  • Оценка: количество правильно узнанных фигур.

Методика «Узнавание фигур» автор — Т.Е. Рыбаков
Методика «Узнавание фигур» автор — Т.Е. Рыбаков

Возрастные особенности памяти младших школьников

1 класс:

  • Преобладание образной памяти
  • Непроизвольное запоминание
  • Высокая роль эмоциональных впечатлений
  • Слабый самоконтроль

2-3 класс:

  • Развитие произвольной памяти
  • Осознанное использование приёмов запоминания
  • Улучшение логической памяти
  • Формирование мнемонических приёмов

4 класс:

  • Совершенствование произвольной памяти
  • Использование различных способов запоминания
  • Развитие смысловой памяти
  • Появление систематичности в запоминании

Типичные нарушения памяти

Нарушения объёма:

  • Снижение объёма запоминания;
  • Ограниченность удержания информации;
  • Быстрая потеря материала.

Нарушения прочности:

  • Слабое закрепление информации;
  • Быстрая "забываемость";
  • Трудности при воспроизведении.

Диагностика учителя - дефектолога:

Диагностика учителя-дефектолога, логопеда.