Общие положения
Цель диагностики: выявление особенностей развития обучающихся, определение уровня сформированности знаний и навыков, выявление причин трудностей в обучении.
Задачи диагностики:
- Определение уровня познавательного развития;
- Оценка сформированности учебных навыков;
- Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы;
- Определение рекомендаций по коррекции.
Основные направления диагностики
Познавательная сфера:
Внимание:
Устойчивость — способность длительно сохранять внимание на одном объекте;
Распределение — возможность удерживать в поле внимания несколько объектов одновременно;
Переключение — способность быстро переводить внимание с одного объекта на другой;
Объём — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Методики исследования внимания
1. Корректурная проба
- Цель: исследование устойчивости и концентрации внимания.
- Процедура: работа с бланком, содержащим ряды букв или цифр.
- Оценка: количество просмотренных знаков, число пропусков, количество ошибок.
2. Таблицы Шульте
- Цель: определение объёма внимания и скорости переключения.
- Процедура: поиск чисел в случайном порядке в таблице.
- Оценка: время выполнения, точность.
3. Методика «Найди отличия»
- Цель: исследование распределения внимания.
- Процедура: сравнение двух похожих изображений.
- Оценка: количество найденных отличий, время выполнения.
4. Методика «Перепутанные линии»
- Цель: изучение концентрации внимания.
- Процедура: прослеживание линий от начала до конца.
- Оценка: точность выполнения, время.
Возрастные особенности внимания младших школьников
1 класс:
- Непроизвольное внимание преобладает;
- Малая устойчивость (10-15 минут);
- Слабый самоконтроль;
- Быстрая утомляемость.
2-3 класс:
- Развитие произвольного внимания;
- Увеличение объёма до 5-7 объектов;
- Улучшение концентрации;
- Появление самоконтроля.
4 класс:
- Высокая устойчивость внимания (до 25 минут);
- Хорошее распределение между задачами;
- Развитый самоконтроль.
Типичные нарушения внимания
Дефицит внимания:
- Рассеянность;
- Отвлекаемость;
- Снижение концентрации.
Гипердинамический синдром:
- Избыточная активность;
- Импульсивность;
- Нетерпеливость.
Память:
Кратковременная — сохранение информации в течение короткого времени;
Долговременная — длительное хранение информации;
Зрительная — запоминание зрительных образов;
Слуховая — запоминание звуковой информации.
Методики исследования памяти
Методики исследования памяти
Методика «10 слов»
- Цель: исследование объёма и прочности слуховой памяти;
- Процедура: зачитывание 10 слов, их последующее воспроизведение;
- Оценка: количество воспроизведённых слов, динамика запоминания.
Пиктограмма
- Цель: изучение опосредованного запоминания;
- Процедура: запоминание слов с помощью рисунков-символов;
- Оценка: точность воспроизведения, характер рисунков.
Воспроизведение рассказов
- Цель: исследование смысловой памяти;
- Процедура: прослушивание и пересказ текста;
- Оценка: полнота и точность воспроизведения.
Методика «Узнавание фигур»
- Цель: исследование зрительной памяти;
- Процедура: запоминание геометрических фигур и их последующий поиск;
- Оценка: количество правильно узнанных фигур.
Возрастные особенности памяти младших школьников
1 класс:
- Преобладание образной памяти
- Непроизвольное запоминание
- Высокая роль эмоциональных впечатлений
- Слабый самоконтроль
2-3 класс:
- Развитие произвольной памяти
- Осознанное использование приёмов запоминания
- Улучшение логической памяти
- Формирование мнемонических приёмов
4 класс:
- Совершенствование произвольной памяти
- Использование различных способов запоминания
- Развитие смысловой памяти
- Появление систематичности в запоминании
Типичные нарушения памяти
Нарушения объёма:
- Снижение объёма запоминания;
- Ограниченность удержания информации;
- Быстрая потеря материала.
Нарушения прочности:
- Слабое закрепление информации;
- Быстрая "забываемость";
- Трудности при воспроизведении.
Диагностика учителя - дефектолога: