Найти в Дзене
Светочъ

Судьба Бесса: предательство и пропаганда в империи Александра

Судьба Бесса: предательство и пропаганда в империи Александра История Бесса, сатрапа Бактрии, который убил персидского царя Дария III и был затем жестоко наказан Александром Македонским, является ярким примером безжалостных механизмов построения империи и мастерской пропаганды. В 330 году до н.э., когда Александр Македонский успешно завоевал Персидскую империю, законный правитель Дарий III стал беглецом. Находясь в провинции Бактрия, одной из наиболее стратегически важных и могущественных в империи, Дарий, по всей видимости, искал поддержки у своего сатрапа Бесса. Бесс, занимавший высокое положение и обладавший значительной властью, видел в Дарии не спасителя, а помеху. В условиях стремительного распада империи и приближения Александра, Бесс совместно с другими персидскими знатьными принял решение предать своего царя. По некоторым данным, целью Бесса было захватить Дария и передать его Александру в обмен на сохранение своих владений. Однако Александр, узнав о перевороте, начал стрем

Судьба Бесса: предательство и пропаганда в империи Александра

История Бесса, сатрапа Бактрии, который убил персидского царя Дария III и был затем жестоко наказан Александром Македонским, является ярким примером безжалостных механизмов построения империи и мастерской пропаганды.

В 330 году до н.э., когда Александр Македонский успешно завоевал Персидскую империю, законный правитель Дарий III стал беглецом. Находясь в провинции Бактрия, одной из наиболее стратегически важных и могущественных в империи, Дарий, по всей видимости, искал поддержки у своего сатрапа Бесса. Бесс, занимавший высокое положение и обладавший значительной властью, видел в Дарии не спасителя, а помеху. В условиях стремительного распада империи и приближения Александра, Бесс совместно с другими персидскими знатьными принял решение предать своего царя.

По некоторым данным, целью Бесса было захватить Дария и передать его Александру в обмен на сохранение своих владений. Однако Александр, узнав о перевороте, начал стремительное преследование. Оказавшись загнанным в угол, Бесс и его сообщники убили Дария III, оставив его умирать на обочине дороги. После этого Бесс провозгласил себя новым царем Персии под именем Артаксеркс V.

Эта весть застала Александра, когда он обнаружил тело своего противника. Вместо празднований, Александр, согласно свидетельствам, выразил уважение к павшему царю, накрыв его тело своим плащом, и поклялся найти и наказать убийц. Этот поступок был мастерским политическим ходом, позиционировавшим Александра как законного преемника и мстителя за нарушенный царский порядок, а не просто как завоевателя. Тело Дария было отправлено в Персеполь для царского погребения, что еще больше укрепило легитимность претензий Александра.

Бесс, в свою очередь, из царя превратился в разыскиваемого преступника. Его попытки собрать новую армию в Центральной Азии и сопротивление оказались тщетными. Его собственные люди, во главе со Спитаменом, захватили Бесса и выдали его македонскому генералу Птолемею.

Приведенный перед Александром, Бесс был подвергнут унижению и допросу. Исторические источники расходятся в описании его казни. Традиционная, широко распространенная легенда гласит, что Бесс был посажен на кол живым. Однако наиболее надежные свидетельства, такие как у Арриана, Плутарха и Диодора Сицилийского, не упоминают такого вида казни.

Арриан описывает, что Александр приказал отрезать Бессу нос и уши, что было традиционным персидским наказанием для мятежников и цареубийц. Это действие демонстрировало, что Александр действовал, опираясь на персидские законы, а не только на македонские. Плутарх утверждает, что Бесс был разорван на части между двумя деревьями, а третья версия предполагает, что его передали семье Дария для пыток и казни.

Эти описания, хоть и ужасающие, отличаются от легенды о посадке на кол. Вероятно, миф о посадке на кол возник как более драматичная и запоминающаяся интерпретация, заменившая более сложную реальность. Реальная судьба Бесса, будь то увечье и последующая казнь, или более жестокие методы, демонстрирует холодный, расчетливый и безжалостный подход Александра к укреплению своей власти и легитимизации завоеваний через символические акты, укорененные в местных традициях. История Бесса является свидетельством того, как пропаганда и политический расчет формировали нарративы древнего мира.