В начале 1930-х годов по всему Советскому Союзу начали одна за другой открываться детские железные дороги. Но это были не аттракционы с игрушечными поездами, какие обычно можно увидеть в парках развлечений. Это были настоящие железные дороги, с настоящими станциями, поездами, вагонами и расписанием отправления с каждой станции.
Поезда ходили по настоящим рельсам, и за окном мелькали настоящие живописные пейзажи. А дороги назывались «детскими», потому что дети здесь были не пассажирами, а «юными железнодорожниками».
Как начиналось строительство детских железных дорог
Официально считается, что первая детская железная дорога в СССР и в мире появилась в Тифлисе (сейчас Тбилиси). Ее открытие состоялось 24 июня 1935 года, проходило в торжественной обстановке и широко освещалось в прессе. Первый кольцевой маршрут этой «узкоколейки» составлял всего 400 метров, а вскоре после открытия был увеличен до 1 200 метров, и на маршруте существовала всего одна станция - «Пионерская».
Однако к тому времени в Москве уже три года работала железная дорога, построенная для детей. Ее маршрут пролегал по парку Горького, а члены пионерского кружка города Подлипки (сейчас Королев) по ее примеру соорудили стометровую железную дорогу у себя в городе. Однако эти две дороги просуществовали недолго, в отличие от тифлисской, которая была одобрена правительством и даже дала повод созданию Всесоюзного комитета содействия развитию подобных проектов.
До начала войны в СССР было построено еще несколько детских железных дорог, которые проектировались силами местных комсомольских и пионерских организаций.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
Помимо первой тифлисской, были построены железные дороги для детей в подмосковном поселке Кратово, в городах Горьком, Ростове-на-Дону, Иркутске, Красноярске, Ереване, Гомеле, Донецке, Днепропетровске, Харькове, Ташкенте.
Локомотивы и вагоны для «узкоколеек» поначалу создавались руками местной заводской молодежи или использовались сохранившиеся с дореволюционного времени. Единого проекта по устройству детских железных дорог в то время не существовало, и строительства локомотивов и вагонов, предназначенных для «узкоколейки», не велось. С началом войны большинство детских железных дорог были закрыты, часть из них оказались разрушенными, и только после 1945 года началось их восстановление и строительство новых.
Массовое строительство детских железных дорог в СССР проходило в период расцвета пионерского движения, главной идеей которого было воспитание юного поколения в духе коллективизма, трудолюбия и общественно-полезной активности. Построение детских железных дорог имело цель создания точных «копий» настоящей железной дороги, где пионеры могли приобретать навыки освоения будущей профессии, связанной с железнодорожным транспортом, и получать уникальную возможность попробовать себя в разных специальностях, от проводника вагона до машиниста локомотива.
Как работали детские железные дороги
Основная особенность детских железных дорог заключалась в том, что они обслуживались исключительно детьми школьного возраста от 12 до 16 лет, разумеется, под тщательным контролем взрослых. Опытные железнодорожники выполняли только общее управление и техническое обслуживание железных дорог. Все прочие работы, от управления составом до проверки и выдачи билетов, объявлений и информирования пассажиров, выполнялись детьми, прошедшими предварительную подготовку и одетыми в специальную железнодорожную форму со всей необходимой атрибутикой.
Теоретическое обучение детей железнодорожному делу проводилось преимущественно в зимнее время, когда железная дорога закрывалась, а летом начиналась практика в условиях, максимально приближенных к настоящим. Детей, прошедших такое обучение и получивших разрешение на практику, называли «юными железнодорожниками».
Для пионеров, работавших на разных железных дорогах, организовывались встречи и совместные мероприятия, на которых дети узнавали, как работают другие, делились своими знаниями, учились чему-то новому. Впоследствии «юным железнодорожникам» предоставлялись хорошие льготы, позволяющие относительно легко поступить в профильные транспортные учебные заведения страны.
Детские железные дороги преимущественно строились в городских парках или других живописных местах, билеты на проезд стоили недорого, поэтому поток пассажиров всегда был большой, особенно в выходные дни и во время школьных каникул. Многие дети, а также взрослые, с удовольствием совершали поездки, чтобы полюбоваться окружающими пейзажами и поддержать «юных железнодорожников».
В послевоенный период началось техническое переоснащение старых детских железных дорог, снабжение их новыми локомотивами и вагонами, стали появляться современные технические устройства и станции с современной архитектурой. До конца 1950-х годов большинство локомотивов и вагонов были либо трофейными, производства довоенной Германии, либо заказывались на чехословацких и польских заводах. Позднее локомотивы и вагоны для узкоколейной железной дороги начали производить на Удмуртском машиностроительном заводе.
Когда и почему стали закрываться детские железные дороги
К моменту распада СССР в стране существовало более пятидесяти детских железных дорог общей протяженностью около 150 километров. По всей территории Советского Союза действовало около трех тысяч кружков «юных железнодорожников», в которых занималось свыше 50 тысяч детей. В течение летнего сезона детскими железными дорогами пользовались более двух миллионов пассажиров.
В начале 1990-х годов поток пассажиров стал постепенно ослабевать, экономический кризис привел к резкому сокращению финансирования и технического оснащения детских железных дорог, в некоторых городах начали закрываться кружки «юных железнодорожников», некоторые железные дороги приходили в аварийное состояние и закрывались, или были переоборудованы в обычные городские аттракционы.
Период восстановления детских железных дорог в России начался в начале нового тысячелетия. Некоторые железные дороги были восстановлены и работают до сих пор, а также были построены новые в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани и некоторых других городах. Всего на территории России в настоящее время функционирует 25 детских железных дорог разной протяженности.
Из старых железных дорог, построенных еще в довоенный период, в настоящее время функционируют пять, которые считаются историческим наследием страны и местной туристической достопримечательностью.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇
Это кольцевая железная дорога в Красноярске протяженностью 1,3 километра, линейная железная дорога между городом Жуковским и поселком Кратово Московской области протяженностью 4,6 километра, кольцевая - в Ростове-на-Дону протяженностью 4,45 километра, смешанная - в Иркутске протяженностью 4,1 километра и линейная - в Нижнем Новгороде, протяженность которой была уменьшена с 11 до 4,1 километра.
Сегодня детские железные дороги являются социальными объектами и филиалами РЖД, они используются в качестве учебных объектов, на которых по-прежнему все должности занимают подростки от 12 до 17 лет, работая под наблюдением опытных железнодорожников.
Детские железные дороги существуют и в других странах, но там они используются преимущественно в качестве развлекательных сооружений, как, например, в Англии, где британский пенсионер Билл Барритт построил собственную миниатюрную железную дорогу.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170825/65046/