Найти в Дзене
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Для чего строили детские железные дороги в СССР, и где они сохранилось до сих пор

Оглавление

В начале 1930-х годов по всему Советскому Союзу начали одна за другой открываться детские железные дороги. Но это были не аттракционы с игрушечными поездами, какие обычно можно увидеть в парках развлечений. Это были настоящие железные дороги, с настоящими станциями, поездами, вагонами и расписанием отправления с каждой станции.

Поезда ходили по настоящим рельсам, и за окном мелькали настоящие живописные пейзажи. А дороги назывались «детскими», потому что дети здесь были не пассажирами, а «юными железнодорожниками».

Как начиналось строительство детских железных дорог

Открытие первой железной дороги в Тифлисе 24 июня 1935 года
Открытие первой железной дороги в Тифлисе 24 июня 1935 года

Официально считается, что первая детская железная дорога в СССР и в мире появилась в Тифлисе (сейчас Тбилиси). Ее открытие состоялось 24 июня 1935 года, проходило в торжественной обстановке и широко освещалось в прессе. Первый кольцевой маршрут этой «узкоколейки» составлял всего 400 метров, а вскоре после открытия был увеличен до 1 200 метров, и на маршруте существовала всего одна станция - «Пионерская».

На детской железной дороге работали исключительно дети
На детской железной дороге работали исключительно дети

Однако к тому времени в Москве уже три года работала железная дорога, построенная для детей. Ее маршрут пролегал по парку Горького, а члены пионерского кружка города Подлипки (сейчас Королев) по ее примеру соорудили стометровую железную дорогу у себя в городе. Однако эти две дороги просуществовали недолго, в отличие от тифлисской, которая была одобрена правительством и даже дала повод созданию Всесоюзного комитета содействия развитию подобных проектов.

Открытие новой железной дороги
Открытие новой железной дороги

До начала войны в СССР было построено еще несколько детских железных дорог, которые проектировались силами местных комсомольских и пионерских организаций.

Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️

Культурология

Помимо первой тифлисской, были построены железные дороги для детей в подмосковном поселке Кратово, в городах Горьком, Ростове-на-Дону, Иркутске, Красноярске, Ереване, Гомеле, Донецке, Днепропетровске, Харькове, Ташкенте.

Дежурный на детской железной дороге
Дежурный на детской железной дороге

Локомотивы и вагоны для «узкоколеек» поначалу создавались руками местной заводской молодежи или использовались сохранившиеся с дореволюционного времени. Единого проекта по устройству детских железных дорог в то время не существовало, и строительства локомотивов и вагонов, предназначенных для «узкоколейки», не велось. С началом войны большинство детских железных дорог были закрыты, часть из них оказались разрушенными, и только после 1945 года началось их восстановление и строительство новых.

Юные железнодорожники
Юные железнодорожники

Массовое строительство детских железных дорог в СССР проходило в период расцвета пионерского движения, главной идеей которого было воспитание юного поколения в духе коллективизма, трудолюбия и общественно-полезной активности. Построение детских железных дорог имело цель создания точных «копий» настоящей железной дороги, где пионеры могли приобретать навыки освоения будущей профессии, связанной с железнодорожным транспортом, и получать уникальную возможность попробовать себя в разных специальностях, от проводника вагона до машиниста локомотива.

Как работали детские железные дороги

Юные машинисты на детской железной дороге
Юные машинисты на детской железной дороге

Основная особенность детских железных дорог заключалась в том, что они обслуживались исключительно детьми школьного возраста от 12 до 16 лет, разумеется, под тщательным контролем взрослых. Опытные железнодорожники выполняли только общее управление и техническое обслуживание железных дорог. Все прочие работы, от управления составом до проверки и выдачи билетов, объявлений и информирования пассажиров, выполнялись детьми, прошедшими предварительную подготовку и одетыми в специальную железнодорожную форму со всей необходимой атрибутикой.

Проверка билетов на детской железной дороге
Проверка билетов на детской железной дороге

Теоретическое обучение детей железнодорожному делу проводилось преимущественно в зимнее время, когда железная дорога закрывалась, а летом начиналась практика в условиях, максимально приближенных к настоящим. Детей, прошедших такое обучение и получивших разрешение на практику, называли «юными железнодорожниками».

Обучение юных железнодорожников
Обучение юных железнодорожников

Для пионеров, работавших на разных железных дорогах, организовывались встречи и совместные мероприятия, на которых дети узнавали, как работают другие, делились своими знаниями, учились чему-то новому. Впоследствии «юным железнодорожникам» предоставлялись хорошие льготы, позволяющие относительно легко поступить в профильные транспортные учебные заведения страны.

Управление локомотивом на детской железной дороге
Управление локомотивом на детской железной дороге

Детские железные дороги преимущественно строились в городских парках или других живописных местах, билеты на проезд стоили недорого, поэтому поток пассажиров всегда был большой, особенно в выходные дни и во время школьных каникул. Многие дети, а также взрослые, с удовольствием совершали поездки, чтобы полюбоваться окружающими пейзажами и поддержать «юных железнодорожников».

Детская железная дорога
Детская железная дорога

В послевоенный период началось техническое переоснащение старых детских железных дорог, снабжение их новыми локомотивами и вагонами, стали появляться современные технические устройства и станции с современной архитектурой. До конца 1950-х годов большинство локомотивов и вагонов были либо трофейными, производства довоенной Германии, либо заказывались на чехословацких и польских заводах. Позднее локомотивы и вагоны для узкоколейной железной дороги начали производить на Удмуртском машиностроительном заводе.

Когда и почему стали закрываться детские железные дороги

Первая в мире и в СССР детская железная дорога в Тбилиси, восстановленная после войны
Первая в мире и в СССР детская железная дорога в Тбилиси, восстановленная после войны

К моменту распада СССР в стране существовало более пятидесяти детских железных дорог общей протяженностью около 150 километров. По всей территории Советского Союза действовало около трех тысяч кружков «юных железнодорожников», в которых занималось свыше 50 тысяч детей. В течение летнего сезона детскими железными дорогами пользовались более двух миллионов пассажиров.

Детская железная дорога в Оренбурге
Детская железная дорога в Оренбурге

В начале 1990-х годов поток пассажиров стал постепенно ослабевать, экономический кризис привел к резкому сокращению финансирования и технического оснащения детских железных дорог, в некоторых городах начали закрываться кружки «юных железнодорожников», некоторые железные дороги приходили в аварийное состояние и закрывались, или были переоборудованы в обычные городские аттракционы.

Современная детская железная дорога в Кратово
Современная детская железная дорога в Кратово

Период восстановления детских железных дорог в России начался в начале нового тысячелетия. Некоторые железные дороги были восстановлены и работают до сих пор, а также были построены новые в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани и некоторых других городах. Всего на территории России в настоящее время функционирует 25 детских железных дорог разной протяженности.

Минская детская железная дорога, открытая в 1950 году, которая существует до сих пор
Минская детская железная дорога, открытая в 1950 году, которая существует до сих пор

Из старых железных дорог, построенных еще в довоенный период, в настоящее время функционируют пять, которые считаются историческим наследием страны и местной туристической достопримечательностью.

❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Это кольцевая железная дорога в Красноярске протяженностью 1,3 километра, линейная железная дорога между городом Жуковским и поселком Кратово Московской области протяженностью 4,6 километра, кольцевая - в Ростове-на-Дону протяженностью 4,45 километра, смешанная - в Иркутске протяженностью 4,1 километра и линейная - в Нижнем Новгороде, протяженность которой была уменьшена с 11 до 4,1 километра.

На детской железной дороге в Кратово
На детской железной дороге в Кратово

Сегодня детские железные дороги являются социальными объектами и филиалами РЖД, они используются в качестве учебных объектов, на которых по-прежнему все должности занимают подростки от 12 до 17 лет, работая под наблюдением опытных железнодорожников.

Красноярская детская железная дорога - самая старая в стране, открытая в 1936 году
Красноярская детская железная дорога - самая старая в стране, открытая в 1936 году

Детские железные дороги существуют и в других странах, но там они используются преимущественно в качестве развлекательных сооружений, как, например, в Англии, где британский пенсионер Билл Барритт построил собственную миниатюрную железную дорогу.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170825/65046/

-18