Начать стоит с того, как я вообще посмотрел этот фильм. Был у меня товарищ, большой любитель… всякого-разного. И про фильм этот рассказал мне именно он. Я не помню сейчас, кто именно его достал в тот день – он, или я, но смотрели мы его вместе, у меня дома. Мнения товарища я не помню (он, конечно, как и я, родился в СССР, но, в отличие от меня, прожил там ещё меньше – младше он был на 8 лет. Зато да, отлично помнил все «страшилки» про «тоталитарный совок»), но лично мне фильм, что называется, не особенно понравился. С другой стороны, я отнёс фильм на работу – меня интересовала реакция других людей. И они не подкачали. Например, одна «мадам», что работала «инженером» в нашей организации, была от фильма просто в диком восторге/ Водитель начальника отдела, человек, который верил в то, что «надо было сдаваться», тоже смотрел и «тащился»… Другие же, более адекватные лица, фильм смотреть отказались вовсе. Думаю, что на этом, говорить о том, что этот фильм из себя представляет, можно заканчивать, не так ли?
Но, надо, наверное, сказать несколько слов о сюжете фильма. Всё же, надо же рассказать, что это за «шедевр» такой. И да, это, на самом деле, шедевр. Потому что, как и многие фильмы про Первую Мировую, он представляет из себя просто шедевр антисоветского искусства.
Итак, на дворе – 1917-й год. Случилась Февральская буржуазная революция, в процессе которой Николай II отрёкся от престола. Кстати, вы знаете, что, оказывается, в этом виноваты… хорошо сидите? Большевики, да! «Проклятые большевики» свергли царя! Да, в феврале 1917-го года. И нет, я серьёзно – я своими ушами слышал это от нескольких «имперцев». Они на самом деле, в это верят! И неважно, что они к этой революции никакого отношения не имеют…
Но вот так вышло, что после этой самой революции, значит, дела на фронте идут, что называется, из рук вон плохо. Русские солдаты, чей моральный и боевой дух расшатывается большевиками, не хотят больше воевать! Какие они плохие, они смеют хотеть мира! И, конечно же, во всём виноваты именно большевики! Больше же некому! А то, что война идёт три года, что в ней ежедневно гибнет много людей, что Россия потеряла там более полутора миллионов человек! А если говорить о том, что были потери и «небоевые» - раненые, отравленные и умершие от болезней в результате всего этого – то получается вообще более девяти миллионов человек. И за что они погибли? За какие-то цели, которые плохо понимал сам Николай II? Напомню, что и кайзер Вильгельм, и король Георг V – были его родственниками! Они даже похожи были! Но нет, вместе с одним родственником, он воевал на тот момент против второго! Просто блестяще! И нет ничего удивительного в том, что не только солдаты, но и остальные жители России устали от войны. Воевать хотели… ну, если что только военные в больших чинах, которые от фронта были далеки так же, как и Николай II от народа.
Да, были образованы «солдатские комитеты», представители которых решали – подчиняться ли командованию, или нет. Да, боевой дух падал. И да, на самом деле, большевики очень хотели перетянуть армию и флот на свою сторону. И да, внезапно – сберечь её. Сберечь – чтобы использовать для своих целей. Чтобы у новой страны, которую они хотели построить, было, чем себя защитить. Собственно, в итоге армия им пригодилась, знаете ли…
И вот, так получилось, что некая Мария Бочкарёва, по фильму сама обратилась к Керенскому, но на самом деле, это он её попросил, что, для повышения дисциплины, просто необходимо создать «женский батальон смерти» и отправить его на фронт. Мол, они-то там покажут всем, как надо воевать! Ну и «наша Маша» (простите, оно само набралось так) взялась за дело.
И вот давайте немного поговорим об этой персоне. Она на самом деле, интересна, с определённой точки зрения. Два раза была замужем, но оставила себе фамилию первого мужа, если я всё понял. С ним семья не сложилась, пил много, и она вышла замуж повторно, за «иудея». Тот, вроде как торговал мясом, на самом деле, был бандитом. Его арестовали и сослали «куда подальше». Мария отправилась за ним, пешком. Там они снова стали жить вместе, снова торговали мясом. Только вот муж быстро спелся с хунхузами и продолжал «интересный промысел». Судя по всему, Мария об этом знала, но никак не пыталась что-то изменить. Хотя бы просто попросить не делать этого. Или уйти от такого мужа. Хотя, о чём это я? Может, он ей из добычи всякие подарки делал? А то, что они грабили и убивали людей – ну, какая разница, да? А потом, когда началась война, Мария оправилась на фронт. Муж бить начал…
На самом деле, до февраля 1917-го, она занималась теми вещами, которыми обычно занимаются женщины на войне. Была сестрой милосердия. И да, на фронт она попала после личной телеграммы царю. Уж не знаю, чем именно он руководствовался – но ответ был положительный.
Да, была храбрость в бою, Георгиевский крест и три медали. Тут, я могу только предположить, что с хунхузами не только муж Яков работал, но и жена его, Мария. Собственно, это, наверное, всё, что стоит знать о её моральном облике. Скорее всего, «людобоем» она была тем ещё. Иначе, откуда столько ненависти к людям по ту сторону? Вопрос, как мне кажется, интересный…
Ну, а потом, как я уже писал, была та самая Февральская революция, проблемы на фронте и приказ Керенского. И был сформирован тот самый батальон. При подготовке, как я читал, Мария зверствовала, почище дрилл-инструктора Хартмана. Но, тут, как мне кажется, это… не совсем правда. Просто, на самом деле – подготовка на самом деле, штука такая. И кому-то просто это могло показать жестоким. Что там было на самом деле – мне судить сложно. А потом они пошли на фронт, где несколько раз даже что-то там показали в плане храбрости и героизма. И потом этот «батальон смерти» охранял Зимний Дворец…
А теперь вот, давайте поговорим вот о чём. Надо ли снимать кино про героизм русских солдат в Первой Мировой? Определённо. Были ли такие фильмы? Конечно. Например, тот же «Моонзунд», про который я писал. Кстати, хорошее кино. Были там и «комитеты», и то, как лейтенант Артеньев смог найти с ними общий язык, как солдаты и комиссар комитета вместе стреляли по кораблям противника. И лейтенант, вообще-то потом был расстрелян, хотя немцы и готовы были его отпустить. Вот – пример фильма о героизме русского солдата в Первой Мировой.
И далее, если говорить о «Моонзунде». Как я говорил, там был конфликт между офицером и «солдатским комитетом». Конфликт этот Артеньев решил очень красиво в первый раз. Более того, я уверен, что автор одного из фантастических романов, что я читал когда-то, смотрел этот фильм (или читал роман Пикуля, если там это было) – там была сцена, когда «политический офицер» видит бунт солдат, понимает, что сейчас его будут убивать и начинает точно так же, как Артеньев, «грузить» солдат работой. И да, это сработало! То есть, перед нами пример грамотного человека, который умеет разбираться в ситуации. И потом, опять же, Артеньев и командир «комитета», комиссар, нашли общий язык, и батарея стреляла по противнику. Но, в «Моонзунде», не было «плохих большевиков», более того, там был пример, как офицер и матросы, наши общий язык и вместе били врага. Сейчас ведь показывать такое нельзя!
Вот почему не показали Брусиловский прорыв? Это ли не пример героизма русского солдата? Но, наверное, там не было «плохих большевиков»! Зато нам показали историю женщины, у которой не особенно сложилась личная жизнь, которая, скорее всего, была в банде и ненавидела людей. Потом, кстати говоря, она уехала из России – после Октябрьской Революции. Была у Георга V, агитировала его против Советской России, присягала Колчаку. Служила у него. Если верить официальной истории – была расстреляна в 1920-м году. По иным данным – уехала с кем-то в Харбин, после чего была перемещена обратно в СССР, где и прожила до смерти. И да, была реабилитирована…
Нужен ли такой фильм? Ну, думайте сами. По моему мнению – такая же гадость, как «АдмиралЪ».