Найти в Дзене
Андрей Кравченко

Деревня Дубровки: прошлое и настоящее

Навигация по фото:
1, 2 – Дом-музей Сергея Антоновича Клычкова.
3 – Водонапорная башня 1965 года постройки и пруд, где Антон Клычков, отец Сергея Антоновича Клычкова, брал глину и обжигал кирпичи для постройки дома.
4 – Старообрядческая молельня (для семьи Клычковых ближайшая Старообрядческая церковь находилась достаточно далеко) Антона Клычкова, далее кабинет Сергея Антоновича Клычкова.
5 – Старообрядческие предметы для молитвы, используемые семьёй Клычковых.
6,7 – альбом с фотографиями Сергея Антоновича Клычкова в юном возрасте.
8 – Сергей Антонович Клычков и Сергей Александрович Есенин.
9 – Michel Niqueux. S. Klyckov et son temps. Problemes de la litterature paysanne. 1985. Обложка. Michel Niqueux – французский литературный критик, провёл большое исследование творчества Клычкова, и определил жанр его произведений как Магический Реализм.
10 – Картина «Глухарь» написанная двоюродным братом Сергея Антоновича Клычкова. (Сергей Антонович очень любил охоту. Данная картина стала знамение
-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Навигация по фото:

1, 2 – Дом-музей Сергея Антоновича Клычкова.
3 – Водонапорная башня 1965 года постройки и пруд, где Антон Клычков, отец Сергея Антоновича Клычкова, брал глину и обжигал кирпичи для постройки дома.
4 – Старообрядческая молельня (для семьи Клычковых ближайшая Старообрядческая церковь находилась достаточно далеко) Антона Клычкова, далее кабинет Сергея Антоновича Клычкова.
5 – Старообрядческие предметы для молитвы, используемые семьёй Клычковых.
6,7 – альбом с фотографиями Сергея Антоновича Клычкова в юном возрасте.
8 – Сергей Антонович Клычков и Сергей Александрович Есенин.
9 – Michel Niqueux. S. Klyckov et son temps. Problemes de la litterature paysanne. 1985. Обложка. Michel Niqueux – французский литературный критик, провёл большое исследование творчества Клычкова, и определил жанр его произведений как Магический Реализм.
10 – Картина «Глухарь» написанная двоюродным братом Сергея Антоновича Клычкова. (Сергей Антонович очень любил охоту. Данная картина стала знамением к его расстрелу в 1937 году, куда его забрали из дома Герцена. (ныне Литературный институт имени Горького)).

Давно не было статей на историческую тему... . Получите, распишитесь...

От автора

Так уж случилось, что волею судьбы большую часть свободного времени я провожу в деревне Дубровки, Талдомского городского округа Московской области, которая является родиной великого русского писателя, переводчика и драматурга Сергея Антоновича Клычкова. Эта деревня, является поистине уникальным местом. Она находилась в ведении Тверской и Московской губерний, являлась важной транспортной артерией Тверской губернии в Царское время... . (Деревня Дубровки, по данным 1862 года – казенная деревня 2-ого стана Калязинского уезда Тверской Губернии, по данным 1888 года, входила в состав Талдомской волости Калязинского уезда, по данным 1926 года, деревня Григоровского сельсовета Ленинского уезда Московской Губернии, после 1929 года – населённый пункт в составе Ленинского района, Кимрского округа, Московской области, с 1930 года – населённый пункт в составе Талдомского района, Московской области). Но обо всём по порядку. Деревня бурно развивалась, в Дубровках находились башмачные артели, принадлежащие зажиточному дворянину, Антону Клычкову, которые продавали женские башмачки по 3 рубля пара. Недалеко от ручья Талдомка, находилась кузня, а в самой деревне находилось внушительное количество лошадей и коров и стойбищ для них. На окраине деревне недалеко от современной станции Власово Савёловского направления Московской железной дороги, находится лес, где бабушка Сергея Антоновича Клычкова видела Лешего, да и сейчас в том лесу, находится огромное количество грибов и ягод. Переломным стал 1914 год, когда огромная часть мужского населения деревни ушла на фронт в Первую Мировую Войну. Как говорили «Остались одни негодяи» т.е. негодные к военной службе. Деревня стала приходить в упадок. Если в 1859 году население деревни составляло 217 человек. То по окончании Первой Мировой Войны, оно значительно сократилось. Но вернёмся в Сергею Антоновичу Клычкову. Его творчество пронизано деревенской лирикой, и любовью к простому крестьянину. Он называл Дубровки «Сорочьим царством», что остаётся таковым по сей день. Во время Великой Отечественной войны, деревня также потеряла огромное количество мужского населения. Свою роль сыграли раскулачивание и коллективизация. В Дубровках соседствуют как старые деревянные терема с изразцами, так и дома построенные в наши дни. В деревне в 1965 году, для нужд интерната для особенных детей была построена водокачка, функционировал водопровод. Сейчас интернат закрыт, а водокачка является одной из достопримечательностей Деревни. Стоит также сказать, что долгое время дорога в деревню была грунтовой, лишь несколько лет назад, местные власти проложили в деревню асфальтовую дорогу, по одной полосе движения в каждую сторону, летом этого года на дороге были установлены искусственные неровности для обеспечения безопасности. В наши дни, в деревне постоянно проживает около 30 человек. (По данным переписи населения 2010 года население деревни составляло 72 человека). В усадьбе Клычкова находится музей. Музей в здании усадьбы Сергея Антоновича Клычкова был основан 1 декабря 1991 года, а открыл свои двери для посетителей 19 июля 1992 года. В ноябре 1992 года усадьба Клычковых с главным усадебным домом признана памятником истории и культуры. В 2017 году здесь был проведён капитальный ремонт всех трёх этажей здания. На первом этаже оборудована стилизованная старинная русская чайная, здесь же появился зал для публичных мероприятий. Ежегодно в июле в деревне проходит литературно-фольклорный праздник «Сенокос в Дубровках», на который съезжаются многие жители Московской области (Сергей Антонович Клычков очень любил период сенокоса, и даже разработал собственную технологию скашивания травы). В рамках этого праздника отмечается день рождения Сергея Клычкова. Кроме того Сергей Антонович Клычков пишет как его бабушка вела лошадь по направлению к железной дороге, которая пришла в Талдом в 1900 году, и там кобыла попала под поезд, так как я сам имею загородный дом в деревне Дубровки, могу предположить, что лошадей пасли на поле недалеко от моего дома. Кстати о железной дороге. Участок железной дороги, проходящей через Талдом входил в состав участка Бескудниково-Савёлово-Московско-Ярославско-Архангельской Железной дороги. В 1920 году, линия была продлена до Калязина и Кашина, Савеловская ветка соединилась с Рыбинско-Псковско-Виндавской Железной дорогой. Участок Савеловского направления Московской железной дороги (МЖД) от станции Дмитров (Московская область) до станции Савёлово (г. Кимры, Тверской области) является однопутным. Участок Савеловского направления Московской железной дороги (МЖД) до станции Савёлово (г. Кимры, Тверской области) полностью электрифицирован. После станции Савёлово линия является неэлектрифицированной. После станции Савёлово (город Кимры) железнодорожная линия продолжается в направлении на Будогощь. На этом участке используется тепловозная тяга, так как линия не электрифицирована. Это однопутный участок, по которому следуют преимущественно грузовые составы и несколько пар пассажирских поездов в сутки. Дальнейшее направление идёт через ряд станций в сторону северной части Тверской и Ленинградской областей. Среди крупных остановочных пунктов, можно выделить: Сонково, Калязин Пост, Белый Городок, Бежецк, Бологое-Московское, Весьегонск, Рыбинск-Пасс..

Для начала приведу некоторые фрагменты из рассуждений Натальи Михайловны Солнцевой – доктора филологических наук, профессора кафедры истории русской литературы XX века филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

«Самое время начать с начала. Сергей Клычков родился в 1889 году, на «тверской скудной земле», как записал он в автобиографии ахматовской поэтической строкой. Его родина – деревня Дубровки. ... В семье было тринадцать детей, но вырастить удалось только пятерых, остальные умерли в детстве. Родители занимались башмачным ремеслом. Отец Антон Никитич испросил у общины тридцать пять соток земли у болота, возвел в деревне среди деревянных изб крепкий дом в тринадцать комнат из кирпича местной глины, украсил его внутри мавританскими арками и изразцовой печью, засадил шесть соток фруктовым садом, завёл овец, поросят, коров, лошадей, кур, основал башмачную артель из тридцати рабочих, которые шили в основном женские башмачки, по три рубля пара. Очевидно, Клычков имел в виду своего родителя, когда писал в «Чертухинском балакире» о том, что герой его Митрий Семёныч за три года «сильно стал в мастеровом своём деле в гору идти, держал немало чужого народа, сам только кроил да фасонил, одевался как барин, по-городскому». Так что семья была работящая, и хозяйство у неё было в порядке, что в своё время и явится причиной раскулачивания. Главное же, семья была старообрядческая.»

«В поэзии Клычкова сохранилась ностальгия по прошлому крестьянскому благу. Деревенский мир его молодости как земля обетованная. В начале 1922 года Сергей Есенин принёс в «Красную новь», где работал Сергей Клычков, «Не жалею, не зову, не плачу...». На следующий день Клычков встретил Дмитрия Семёновского и рассказал ему о своём сильном впечатлении от Есенинского стиха. Оно было опубликовано в «Красной нови»с посвящением Клычкову. Но Клычков не смог принять его идею. Он написал, очевидно, в ответ стихотворение «Улюсь». Так называлась лесная речка. «Златая быль благоуханных лет» по-прежнему жила в душе Клычкова...».

«В своих романах Сергей Клычков вспоминал древний мужицкий рай, когда всего вдоволь, народ сыт и весел и черт ещё не хозяйничает в мужицком мире, мужик верит и в Бога, и в лесную нежить, чтит природу: «А было время – и лешие были, и лес был такой, что только в нём лешим и жить, и ягоды было много в лесу, хоть объешься, и зверья всякого – разного как из плетуха насыпано, и птица такая водилась, какая теперь только в сказках да на картинках, и верили в них и жили, ей-Богу, не хуже, чем теперь живут мужики» (Чертухинский Балакирь). Старый крестьянский мир жил, как утверждал Клычков, по древней книге «Златые Уста», где всё было прописано про справедливую и счастливую жизнь. Но вся проза Клычкова – о внедрении в русскую жизнь дьявола и его окончательной победе. Русский лад остался в легендах о прекрасном Сорочьем царстве, где все довольны и счастливы и где правит птица Сорока.»

«Земной рай остаётся мечтой. С грустью пишет Сергей Клычков: «И как тут не плакать, как не сронить слезу в глубокую реку, где свет – как песчаное дно, но тьма и туман над рекою; как не плакать живя в такой серой, туманной, печальной сторонке! О, где ты, пресветлый Иордан, в который смотрятся избы под тайной полуночной звездой!» Он создаёт миф о стране крестьянской утопии – о Сорочьем царстве, блаженной разголубой стране за высокой горою. Там нет лиходейства. Коней там седлают только на пашню, кнутом по голове их не бьют и по глазам кулаком не бьют...».

А вот так Сергей Антонович Клычков пишет про главный грех человечества: «В «Чертухинском балакире» в споре между добром и злом выигрывает черт. Клычков склонен винить в этом самого человека. Трава... и та больше знает о мире чем человек. Он ленив и надменен. Провозгласив себя центром мироздания, он вообразил, что «все остальное или ползает перед ним на брюхе, или стоит бессловесным столбом, тогда как на самом деле совсем и не так!...». Грех человека, таким образом, в гордыне, и именно этот грех позволил в своё время праматери и праотцу человеческого рода поддаться искушению дьявола, именно из-за этого греха их изгнали из рая.»

Примечание: 17 апреля 1905 года дан Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и в частности гласил: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». (Период царствования Николая II).


Ссылки:

Клычков Сергей Антонович

Собрание сочинений В 2 т. Т. 1: Стихотворения. Сахарный немец: Роман/Предисловие Н.М. Солнцевой. Составление, подготовка текста, комментарии М. Никё, Н.М. Солнцевой, С.И. Субботина. – М.: Эллис Лак, 2000. – 544 с.: илл. ISBN: 5-88889-026-X (т. 1).

Тверская губерния. Список населённых мест. По сведениям 1859 года. — Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — Санкт-Петербург, 1862. — 454 с.

Сборник статистических сведений о Тверской губернии. — Статистический отдел Тверской губернской земской управы. — Тверь, 1890. — Т. V. Калязинский уезд.

Справочник по населённым местам Московской губернии. — Московский статистический отдел. — М., 1929. — 2000 экз.

В родных местах Салтыкова-Щедрина // Газета Московский Железнодорожник URL:
gudok.ru/zdr/175/?I...

История Дома музея Сергея Антоновича Клычкова // Муниципальное бюджетное учреждение Талдомский историко-литературный музей URL:
museum-taldom.mo.muzkult.ru/dmk

Тверская губерния. Список населённых мест. По сведениям 1859 года — СПб.: 1862. — 454 с.